Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Оренбургский заповедник

27 апреля – 10 мая 2013

П. Волкова

Ставшая уже традиционной (см. рассказы о предыдущих поездках: 2009 года и 2011 года) ботанико-энтомологическая практика в Оренбургском заповеднике. Состав группы такой: старшие Полина Волкова, Люда АбрамоваПетя Петров, выпускники Ваня Царев и Юра Копылов-Гуськов, 11-классники Гриша Сухоруков и Никита Бибиков, 10-классницы Женя Копылова-Гуськова и Таня Сухова и еще 13 девятиклассников.

Приехали в Оренбург поздним вечером 28 апреля, встретились с Петей Петровым, загрузились в ожидавший нас ПАЗик. Дорога на ближайший участок заповедника (Буртинская степь) оказалось размытой, пришлось долго ехать в Айтуарскую степь (по пути еще автобус ломался). За время пути мы успели переделать тексты почти всех известных нам песен так, чтобы главным героем в них стала мифическая чупакабра ("Чупакабра, что ж ты скочешь / над моею головой? / Видно, кровь всю выпить хочешь. / Чупакабра, я не твой!"). Наконец, глубокой ночью доехали до поселка Айтуар, дошли до обычного места стоянки у родника. Над нами светила полная луна, пахло полынью. Кое-как поставили лагерь (многие школьники плохо представляли себе, как ставить палатку) и легли спать.

Утром нас разбудили добросердечные местные жители, которые принесли мобильный телефон, оброненный кем-то из школьников во время ночного марша. Нас окружали заросли цветущего карликового миндаля. После обедо-завтрака мы пошли смотреть на тюльпаны (этот год выдался сухим, и они были не такими роскошными, как в прошлый раз). На хребте дул сильнейший ветер, у Вани, например, очки почти сразу улетели в неизвестном направлении. Мы дошли по хребту почти до истока балки и по дну соседней балки вернулись в лагерь. На подходе к нему нас встретил остававшийся в лагере Петя Петров с восклицанием "У нас все плохо!". Оказалось, что порывы ветра были такими сильными (см. видео), что у одной палатки сломало дугу, а у двух других разорвало тент, после чего Петя с Гришей решили положить все палатки, поэтому лагерь был больше всего похож на кладбище слонов. Мы даже подумали над тем, чтобы перенести лагерь в пойменные заросли, но после ужина починили палатки и поставили их примерно там же, только более старательно.

На следующий день одна группа под предводительством Пети и Юры отправилась к речке Алимбет. Там они долго искали таинственный родник и собирали растения и вернулись уже в сумерках. Вторая (немногочисленная) группа с Полиной и Людой переправились на другой берег Урала и побывала в Губерлинских горах. Там мы нашли новое местонахождение редкого растения галицкии и увидели бородатую неясыть в пойменных черемуховых зарослях.

1 мая Юра остался разбирать собранный гербарий, Петя пошел ловить водных жуков, а все остальные отправились севернее поселка Айтуар. Там мы покатались по снегу (см. видео), залезли на меловую гору и по дороге повстречали Ольгу Калмыкову, которая только что прибыла в заповедник для ботанических изысканий. Вечером инспектора дали нам чистый лист бумаги и велели расписаться там каждому члену группы. Я, собирая подписи, сообщала каждому, за что он расписывается (поскольку это было точно неизвестно): кто-то за то, что найдет нужное растение, кто-то за то, что не будет шуметь после отбоя, кто-то за то, что закопает консервные банки...

2 мая мы погрузились в автобус и приехали на берег реки Сакмары напротив базы "Горный дуб", которая находится близ деревни Малое Чураево на самом севере Кувандыкского района Оренбургской области (этот участок только собирались включить в состав заповедника). Во время переезда непрерывно лил дождь, который постепенно стал утихать после нашего прибытия. Мы с Людой не без труда переправились на лодочке через разлившуюся реку с ее быстрым течением и вступили в безуспешные переговоры со сторожем базы о переправке всей группы на тот берег, к хребту Шайтан-тау. Возвратившись на наш берег и отобедав, мы отправили школьников на энтомологическую экскурсию с Петей Петровым, а сами занялись устройством "паромной переправы". Идея состояла в том, чтобы натянуть между берегами веревку (длиной в 70 метров, составленную из растяжек тента) и переправляться на лодке, держась руками за эту веревку. В результате лодка с Ваней и Юрой полностью не ушла под воду только потому, что Юра вовремя перерезал привязанную к лодке веревку ножом. Мне с Людой все же удалось реализовать нашу безумную затею, но созданная технология переправы не имела "защиты от дураков" и работала только при небольшом весе пассажиров, поэтому пришлось от массового применения нашего ноу-хау отказаться, и вернуть веревки тенту. В итоге к вечеру мы поставили лагерь на приятном месте на "нашем" берегу реки.

Утром над рекой стелился туман, трава была мокрая от росы. Мы двумя группами ходили по холмам между поселками Чураево и Акчура. Группа Полины и Люды покорила малоприступную скалу, обнаружив там весьма редкую для области камнеломку сибирскую. А вечером мы добыли в деревне промышленные объемы парного молока, и тут же его выпили. В той же деревне мы узнали, что весною, услышав первую кукушку, нужно падать на землю и валяться. Все эти дни было очень жарко, некоторые, несмотря на солнцезащитный крем, умудрились обгореть.

4 мая большая часть людей под предводительством Юры побывала на очень краткой экскурсии и все остальное время провела в лагере, а несколько человек с Полиной и Людой все-таки походили по хребту Шайтан-Тау и собрали значительное количество каменных шаров на башкирском его склоне. Вечером мы с Ваней повторили молочную аферу, правда, Илья Буянов и Никита Бибиков, которые вызвались пойти с нами в деревню, оказались сильно разочарованными отсутствием на нашем пути каких-то увеселений, которые рисовало их разгоряченное воображение.

5 мая мы со второй попытки загрузились в автобус и, по пути безуспешно и лихорадочно поискав пещеру близ дер. Юмагузино, приехали в Буртинскую степь. Там по случаю Пасхи собрались все инспектора во главе с директором заповедника А.И. Пуляевым. После обеда все школьники отправились на энтомологическую экскурсию с Петей Петровым вниз по ручью Кайнар, а мы провели время за беседами с сотрудниками заповедника и топкой бани. Когда стемнело, мы, довольные и чистые, собрались у костра и слушали, как Люша читает повесть Ю. Коваля про "Самую легкую лодку в мире".

6 мая мы пошли мимо озер Косколь в направлении урочища Сорколь (там, весьма далеко от нашего лагеря, на карте показано довольно большое озеро). По очень сухим степям мы прошли примерно две трети пути и увидели перед собой бескрайние пашни. Идти по ним еще пять километров не хотелось, поэтому мы повернули к домику, который виднелся неподалеку и стоял на берегу запруды. Ваню мы отправили в роли марсохода "Curiosity" на обследование родника, из которого, судя по карте, и вытекал запруженный ручей. Ваня вернулся с образцами топлива и воды и сообщил, что родник не пригоден для эксплуатации. Тогда мы принесли от домика кусочки досок и на сильнейшем ветру закипятили воду из запруды. Сидя на красной засоленной почве под палящим солнцем, мы и вправду ощутили себя обитателями красной планеты. В довершение Ваня извлек из рюкзака расплавленную шоколадку, которая была очень похожа на знаменитое питание для космонавтов (то самое, которое в тюбиках). От марсианской запруды мы пошли на восток, забрались на горку с триангуляцией и в бинокль разглядели озеро Сорколь, к которому мы изначально стремились. Выглядело оно, прямо скажем, не слишком привлекательно. Потом мы спустились к соляному источнику и могиле врача Тамерлана. Там же мы нашли замечательное растение парнолистник (из собственного семейства парнолистниковые) в полном цвету. Вообще, фенофаза была очень поздней, и вовсю цвели те растения, которые мы обычно заставали здесь в бутонах (например, степная вишня). Затем, вдоволь напробовавшись соленой водицы, мы пошли вдоль ручья Тузлукколь восвояси. По пути мы внимательно смотрели по сторонам -- вдруг найдем болотную черепаху для Никиты (он сказал, что расстроится, если ее не увидит). Но нет, тщетно. Мы видели только многочисленных коров и отдельных лошадей. Вечером, наверное, чтобы развеселить Никиту, черепахи приползли прямо в тот ручей, где мы мыли посуду. Ликующие школьники стали вылавливать их и выкладывать в рядок на берегу. Дело чуть не закончилось черепаховым супом. Другая группа в тот день побывала на плато Муюлды и даже издалека увидела лося. Несколько человек, оставшихся в лагере, смогли насладиться родео с заблудшим козленком. По случаю Пасхи инспектора привезли нам куличи и крашеные яйца, так что вечером можно было наблюдать традиционную русскую забаву, заключавшееся в соревновании на самое твердое яйцо. Уверенную победу одержала Люша.

7 мая та группа, которая уже побывала на плато Муюлды, отправилась в урочище Кармен (Копыловы-Гуськовы, обретя вожделенные ковыли, оттуда вернулись в лагерь), а затем -- к соляному источнику. А мы пошли в сторону плато, обходя его с юга. Мы хотели для начала найти тот склон, который был в прошлый раз сплошь покрыт цветущими ирисами. Придя туда, мы обнаружили, что ирисы уже отцвели. Погода испортилась, к обеду пошел дождь. Мы пересекли плато и продолжили обходить его, двигаясь на запад вдоль северного подножья. Наконец, комбинируя различные дороги и развлекая себя разговорами про несчастные случаи у туристов и счастливые случаи гуманитарных практик, мы добрались до нашего родника. Вечером школьники погрузились в заучивание растений для зачета. Также мы отпраздновали день рождения Саши Соколова. Он получил в подарок пару каменных шаров для верчения в руках, которые мы нашли, когда ходили в Башкирию. Функцию праздничного блюда выполнял торт "Мечта школьника", который Петя Петров и Женя Копылова-Гуськова изготовили из всех сладких объектов сразу (печенье, мармелад, изюм, сгущенка, орехи, драже). Зажигать свечки пришлось в специальном защищенном от ветра месте.

На следующий день было не только пасмурно, но еще и очень холодно. Нам пришла идея, что во время этой практики сменились все времена года. Когда мы приехали, цвел миндаль и было по-весеннему свежо. Затем наступило жаркое континентальное лето, и расцвели те растения, которые обычно цветут летом. Потом пошли осенние дожди, а совсем скоро наступит зима. Не смущаясь этим обстоятельством, небольшая группа отправилась в горы Кармен, а все остальные сидели в лагере и готовились к зачету. Мы вернулись к обеду, и тут же стало происходить все сразу. И, заключительная лекция по энтомологии, и (чуть позже) зачет по ней же, и проверка списков растений, и (для кого-то) зачет по ботанике, и баня. Все закончилось ужином, групповой фотографией и посадкой в автобус. Через пару часов мы уже покупали в привокзальном магазине Кувандыка горы еды в дорогу, а еще через час садились в московский поезд.

10 мая утром мы уже приехали в Москву (в поезде все школьники досдали зачет по ботанике), а Полина, Люша и Ваня сразу с вокзала отправились на майский выезд.