Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

А мука

Кавказ: ноябрь 2011

Д. Захарченко

Рассказ о поездке, стихотворение и сказка

Мы ехали на поезде. Был ноябрь. Осенние каникулы. Вот уже второй раз в осенние каникулы я сажусь в поезд (не одна, конечно) и отправляюсь на юг. Но не в тропики, а на Кавказ. Год назад я так же ехала в окружении почти тех же людей. В прошлом году нас было семеро, а сейчас только шестеро. Наши преподаватели – Люша и Полина, я и моя одноклассница Кукушка – ученицы 11 класса, Алена и Гриша – антиподы из 10 класса. В прошлом году мы выходили на станции Лазаревская, а в этом году – в Лоо. Вообще-то мы хотели выйти в Дагомысе (там техническая остановка обычно), но проводница, которая сначала не была против, потом заупрямилась.

Мы стоим на автобусной остановке. Раннее утро. Темно. Мы сели в автобус и доехали на нем до Дагомыса. Теперь нам нужен второй автобус. Ох уж эти автобусы, не могут ходить один за другим, всегда ждать нужно. Холодно. Люша все время говорит, что на вывесках лед, но это просто вода. Гриша прилег на рюкзаки. Наконец мы сели в автобусе, на котором мы доехали до Солох-аула. Полчаса ничегонеделания. Пока ехали, рассвело. Вышли.

И вот, как и в прошлом году, мы начинаем свой путь с дороги, выходящей из поселка. Знакомая грязь, опавшие листья. Только за нами увязалась собака. Она не была такой страшной, в отличие от прошлогодней, размером с теленка. Вскоре Люша назвала ее Персиком. Все так же стекали ручьи со склонов, а внизу, все так же текла река, только не Псезуапсе, а Шахе.

Пьем из каменного лошадиного корыта. Это так Полина сказала, что ей А.Н. Квашенко рассказывал, что раньше здесь была проезжая дорога, и по ней ездили люди на лошадях, и вот из этого корыта лошадей поили.

«Э-э, мы действительно идем по этой тропинке?» – удивилась я, увидев очень крутой подъем. Алена где-то сзади, плетется. Меня поставили пастухом Алены. Эх, тяжело быть педагогом!

Тепло. Нет, даже жарко. Конечно, подымаешься вверх да вверх, да еще этот рюкзак на спине… Постоянно развязываются шнурки – завязываю уже не на два, а на четыре узла. Остановка. Собака дышит часто-часто. Ежевика. Люша придумала нового персонажа – Тамколко. Он появляется, когда ты падаешь, зацепившись за ежевику.

Обед. Мы с Аленой пришли, когда вода уже закипела, хотя Люша с Полиной за водой ходили долго и далеко. Уф, после обеда Кукушка идет с Аленой. Они идут повеселее – Кукушка, громко размахивая руками, говорит что-то Алене, и та, от дерева к дереву, по тропинке ползет вверх.

Пора остановится – уже темнеет. Быстренько разбиваем лагерь. Как и в прошлом году, у нас вместо палаток тент, который я вместе с Люшей ловко натягиваю. Собаке дали немного каши – Полина ее кормит, и это очень забавно – она из нас шестерых лучше всех умеет обращаться с собаками. «Дурак, горячо, подожди!». После мы читали книжку. Про разбойников. Читала, как и в прошлый раз, Люша. Прочитав половину книжки, мы ложимся спать. Длинное бревно и рюкзаки окружают со всех сторон, чтобы кто-нибудь куда-нибудь не укатился. Ночью даже не очень холодно. Собака лаяла, а Полина её успокаивала, но собака опять лаяла.

Скоро рассвет, завтрак (моя нелюбимая мерзкая каша из пакетиков, интересно только на картинки смотреть). И снова в путь. В этот день началась лавровишня. В этот день Люша с Полиной ходили за водой ещё дальше и ещё дольше. Котелок несла, конечно же, Люша. Хоть Полина и хорошо обращается с собаками, с котелками, полными воды, она обращается гораздо хуже. Под конец дня нам стал попадаться снежок. На склоне росла черника. Не та черника, что растет в подмосковных еловых лесах, а большая, горная. Вы это у Люши уточните. У нее были даже ягодки, правда, не очень сочные, но все равно съедобные.

Снег – можно есть. Но, правда, Полина запрещает, однако кто её слушает? Точно не я. Ночуем. Кукушка с Гришей пилят и пилят. Спилили какое-то дерево и ещё пилят. Топим снег на утро. Варим кашку для собачки. Дочитываем сказку про разбойников и идем спать. Люша крепко спала, а между тем ночью шел снег и шкрябал по тенту. «Хрю-хрю», – слышалось сопение через одного слева от меня. И собака ночью тоже лаяла – невыносимые условия.

Амуко. А мука какая-то. Через кусты, присыпанные снегом, мы лезем все выше и выше. Вот почти вертикальный подъем, покрытый снегом. Опять кусты. Сначала впереди шла Люша, потом я. Но вот Полина решила, что мы выше не пойдем. Это было здравое решение. Мы начинаем спуск.

Следующим днем мы ещё немного спустились и опять обратно поднимаемся на хребет. В одном месте был подъем, на котором Полина повесила верёвку. Но все равно было сложно подниматься, поскольку скользко. А в конце этого подъема было очень подлое дерево: вроде большое бревно валяется, но только ты об него обопрёшься, и сразу оно катится вниз. Поднявшись на хребет, мы увидели собственный путь. Обедали мы, растопивши снег, на котором были следы медведя. Кстати о медведе. Гриша при ходьбе издавал странные медвежьи звуки. Следы, которые Гриша первым обнаружил, были оставлены им самим. Но когда Гриша поест, его медвежья сущность успокаивается. После обеда в некоторых местах мы шли «как по лезвию ножа». Нашей целью была гора Сахарная. Мы встали на каком-то крошечном клочке, свободном от кустов, и более-менее ровном.

В эту ночь под тентом происходило броуновское движение. Виной всему была, как обычно, Полина. Как известно, чтобы крепко спать, ей нужно достаточное количество места, а этого места было очень мало. Я лежала на каком-то холмике, подпираемая Гришей и Полиной. В какой-то момент Полина куда-то ушла, и я укатилась на её место. Полина пошла в ноги, при этом нас с Гришей подвинула наверх, а поверх Люшиных ног положила свои. Через некоторое время оказалось, что Алёна легла так же, и Полина пошла на её место. Алёна, в свою очередь, захотела вернуться на своё место, и стала пинать того человека, который занял её место. Она думала, что это Гриша.

Утром мы встречали солнце. Всё. Дальше мы опять пошли. Сделали «группенфото» на фоне Фишта. Фишт, как и в прошлом году, сиял своими белоснежными склонами. Кстати, встреченные нами в этот день охотники шли именно туда, охотиться на кабанов и медведей (диких и свирепых). Потом мы начали спуск. Он был крутой. Мы все удивлялись, как те охотники, в большинстве своём уже немолодые люди, пройдут здесь и дальше. По дороге мы встретили каштаны, но их было меньше, чем в прошлом году.

Внизу были милые водопадики, места для отдыха. Как приятно идти по дороге!.. Как и в прошлый год, мы заканчиваем свой путь дорогой, приводящей в посёлок. Садимся там на автобус. Доезжаем до Сочи, потом – до географического общества. Так закончилась наша поездка.