Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

30 октября – 7 ноября 2010 года

П. Волкова

Полный вариант и стенгазета

Очередная разведка места для майской практики. Группа рекордно маленькая: Полина Волкова, Люда Абрамова, Настя Фомина, Алеша Глаголев и трое школьниц: Полина Борисова, Даша Захарченко и Маша Гладченко. Вечером 30 октября мы выехали из Москвы и ранним утром 1 ноября прибыли в Лазаревское. Оттуда мы доехали до пос. Марьино и еще в темноте пошли по грунтовой дороге вверх по реке Псезуапсе. Рассвело только в половине седьмого утра. Так мы шли и шли не спеша целый день, пока в половине шестого вечера не добрались до места впадения реки Хакуч в р. Псезуапсе. Там и поставили лагерь. За этот день мы прошли около 15 километров.

На следующий день Настя, Даша и Маша остались в лагере, а обе Полины, Люда и Алеша пошли на гору Аутль. Сначала мы поднялись по притоку р. Псезуапсе, берега которого поросли милым пихтовым лесом. Видели впечатляющий водопад. Перед разделением притока на рукава, продираясь сквозь заросли понтийского рододендрона, поднялись на южный борт долины. Преодолели заросший криволесьем перевал сложной формы и, обретя еле заметную тропу, спустились к реке Ходжико. Перешли речку, потеряли тропу и по буковому лесу стали подниматься на северо-западный отрог г. Аутль. Подъем был очень крутой, но в конце концов мы его преодолели и вылезли в зону альпийских лугов. Там пообедали у небольшого родника и продолжили подъем, однако до вершины дошли только Полина Волкова и Люда. На самой вершине (1855 м) мы сфотографировались на фоне памятника экипажу разбившегося самолета, а потом еще и на фоне моря облаков и, обретя своих спутников, стали спускаться по каменистому северному склону горы. Камни были покрыты инеем, ручьи превратились в кристаллы льда, а лужи были закованы в толстую ледяную броню. Во время подъема на перевал от р. Ходжико стемнело (это случилось ровно в шесть часов вечера). Мы решили в темноте через заросли рододендрона не лезть и, чуть не угодив в бездонное ущелье, спустились в самые верховья того притока р. Псезуапсе, вдоль которого мы поднимались утром. Несколько томительных часов со скоростью слизнячка мы спускались прямо по руслу этого притока. Наконец-то мы вышли туда, где долина стала более широкой и появилась тропинка. К десяти часам вечера мы вернулись в лагерь, который находился на высоте 770 м. Прошли, не считая всех перепадов высот, около 20 километров.

Третьего ноября мы собрали лагерь и поднялись на Грачевский перевал по грунтовой дороге. Наверху обнаружили множество оригинальных памятников воинской славе, воздвигнутых в этом году. Весь оставшийся день мы шли на запад по Главному Кавказскому хребту, наслаждаясь пейзажами. На ночлег остановились у истоков ручья под восточной оконечностью скал Хожаш, как обычно уже в сумерках. За день прошли около 17 километров.

Первую половину следующего дня мы преодолевали скалы Хожаш. Забираться на них под сильным порывистым ветром без страховки мы побоялись, тропу снизу, описанную во многих туристических отчетах, не нашли. Просто пошли под скалами и изрядно утомились, пробивая себе дорогу через заросли лавровишни и падуба феноменальной густоты. Наконец, мы перевалили на северную сторону скал, поросшую буковым лесом, и вновь поднялись на хребет. По непростой траектории обогнули верховья притока р. Гогопсе, вышли на хорошую тропу и уже в сумерках поднялись на высоту 1671,2. Там дул ветер необычайной силы. Заночевали на северном склоне хребта прямо под этой высотой у истоков ручья. Крохотную относительно ровную площадку для сна пришлось оградить ветками (работа горного бобра!), чтобы оттуда не скатиться. Прошли всего километров 6, но зато каких!

Утром опять вышли на хребет -- ветер, кажется, еще усилился, прямо с ног сбивал. Пошли по хребту дальше на северо-запад. Это первый день, когда нам стали встречаться люди (зато много). Весь день шли лугами по хорошей тропе (хотя пару раз мы все-таки умудрились с нее сбиться), чередуя бесконечные спуски и подъемы. Хребет местами довольно узкий, вокруг прекрасные виды, растут пихты. Днем воду искать поленились, хотя сидели в сотне метрах от источника на высоте 1627,8. Окрестности горы Лысой чрезвычайно густо населены туристами, тропы набитые. Забрались на гору, фотографироваться не смогли -- фотоаппарат сдувало ветром. Скорее пошли по хребту дальше на север, там он "как лезвие бритвы". На закате спустились на северо-западный склон горы, вошли в лес и через полчаса хода по лесовозной дороге увидели ручей, который тек прямо по ней. Заночевали рядом на придорожной вырубке. Прошли за день километров 20.

Шестого ноября по дороге, местами очень крутой и размытой, вышли в долину реки Пшенахо. По пути несколько раз останавливались у залежей необычайно крупных каштановых плодов. Дорога в долине реки была местами смыта из-за наводнения месячной давности, унесло даже автомобильный мост! В середине дня мы вышли в поселок Анастасиевка, немного там посидели и после пищевой оргии в погоне за мифическими дополнительными автобусами пошли еще дальше уже по автомобильной дороге – в поселок Георгиевское. Всего за день прошли 22 километра. В Георгиевском мы наконец остановились и дождались автобуса до Туапсе. После краткой прогулки по городу с фруктовым уклоном мы сели на московский поезд.

Вечером 7 ноября мы уже были в Москве. В этот раз с погодой нам феноменально повезло -- за всю неделю не было ни одного дождя! Получился, в общем-то поход I категории (не меньше 100 км и 6 дней), только вот регистрировать его мы не стали.