Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Оренбургская область: продолжение

29 мая -- 08 июня 2011

П. Волкова

Во время майской практики в Оренбургском заповеднике Ольга Калмыкова, ботаник из института степи, порекомендовала нам несколько других интересных мест в Оренбургской области, которые можно было бы посетить. Туда мы с Людой Абрамовой и отправились через пару недель после возвращения из заповедника. На самом-то деле мы не собирались так быстро вновь посетить Оренбуржье, но в Байкальском заповеднике, куда мы уже почти уехали, неожиданно выпало очень много снега. Пришлось опять поехать на юг.

Первое интересное место -- это урочище Самбулы. Только туда мы не поехали прямиком из Оренбурга. Для начала переночевали на илистом берегу старицы с лягушками на окраине села Изяк-Никитино, куда прибыли уже в темноте. Наутро мы прогулялись по пойменной дубраве с ландышами (ну прямо как в Подмосковье). Потом пошли вдоль реки Сакмара (это приток Урала) к мосту (вообще-то нам был нужен не этот берег, а противоположный). Потом на автобусе дорожных рабочих, машине связистов, пешком и на других машинах не без труда добрались до нужного места (потому что туда нужно ехать с другой стороны, от Саракташа). Урочище Самбулы -- это большой холм, покрытый ковыльно-разнотравной степью, среди распаханных полей. С одной стороны он обрывается почти отвесной стеной, сложенной каким-то красным глинистым песчаником (или песчаниковой глиной). Конечно, в пойменный тополевый лес у подножья холма мы спустились именно по этому обрыву. Земля в лесу была покрыта густым слоем тополиного пуха. Довольно быстро я захотела разжечь костер при помощи этого пуха и чуть не сожгла весь лес вместе с нашими вещами. Лагерь наш был почти неприступен: с одной стороны -- обрыв, с другой -- река, а с прочих сторон -- захламленный лес. Символом неприступности мы избрали дохлую лисицу, которая валялась неподалеку. Только косули по ночам носились по склону, гремя камнями.

На следующий день мы совершили большой круг по окрестностям. Кругом все распахано, не считая хребтов, покрытых разными типами степи. Где не распахано, там пасутся коровы и все вытаптывают. Родник, который мы приметили для обеда, тоже превратился в центр пастушьей жизни.

Утром мы быстро доехали до Саракташа (это районный центр). Пока ждали автобуса, прогулялись по поселку. Он представлен сеткой идеально перпендикулярных унылых улиц. На базаре под табличкой "Место для продажи пуховых платков" продают пуховые платки (каждая мастерица -- свой). Центр поселка -- целый квартал, застроенный храмами, церквями и колокольнями разных стилей и фасонов. Какое-то торжество безвкусицы. Водитель автобуса Саракташ -- Кувандык олицетворял принцип "все для удобства пассажиров": заезжал в какие-то глухие деревушки, раздавал всем номер своего телефона, чтобы опаздывающие звонили с просьбой подождать на остановке. В Кувандыке (это другой районный центр) мы быстро пересели на автобус до поселка Чураево и вскоре, с трудом отделавшись от какой-то любопытной тетушки, шагали по дороге к Малому Чураево. Там мы перешли все ту же Сакмару (здесь, в верховьях, она уже значительно мельче) по накануне наведенному мосту базы отдыха "Горный Дуб". Туда мы не пошли, а вместо этого прошагали пару километров вверх по реке и там поставили палатку.

Так мы приблизились ко второму интересному месту -- хребту Шайтан-Тау, на который мы и пошли с утра. По этому хребту проходит граница с Башкирией. Это не то, чтобы один хребет, а скорее целый горный массив (почти ненаселенный, что ценно). Там много отдельных вершин, разделенных долинами с ручьями. Растительность очень разнообразная -- есть и нагорные дубравы, и степи самых разных типов. Одним словом, "много места для веселья".

На следующий день мы даже перевалили хребет и погуляли по Башкирии, представленной параллельными хребтами. Нашли много каменных шаров. Видели сову-сплюшку с широко закрытыми глазами и очень свежий след очень большого медведя. Вечером пили настоящий степной чай (с шалфеем). Пока мы ужинали местной тушенкой из конины, конный пастух с жеребенком в поводу переезжал реку с одного берега на другой и так несколько раз.

На следующий день мы поднялись на хребет по дороге от турбазы и пошли по нему на запад. Так мы шли и шли, петляя между холмами и долинами. Было очень жарко. Наконец, мы добрались до горы Шайтан, от которой не так уж и далеко до Кувандыка. Придирчиво выбирали место для лагеря, наконец, остановились на том, что рядом с гладиолусами.

Утром погуляли по горе (судя по обилию сухих стебельков, в мае она вся была покрыта цветущими тюльпанами), собрались и пошли по дороге в сторону Кувандыка. Через некоторое время нас догнал КРАЗ с осинами, на нем мы и доехали прямо до города. Там мы погуляли, посидели и, наконец, оказались в московском поезде.