Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Поездка на Кавказ

7-15 марта 2015

И. Дадыкин

Еще один рассказ восьмиклассника и рассказ девятиклассницы

Вообще на Кавказ мы поехали, чтобы сдать зачет по местной флоре. Но помимо этого, там было много интересного. Ну и, конечно, очень интересно было со старшими биологами, которые развлекали нас, просто не переставая.

День 1, суббота. День 2, воскресенье. Поезд

В субботу я прибыл на вокзал, опоздал немножко, ну так что же? А там – толпа, все нервничают, торопятся, Полина сует мне билет со справкой из школы и зовет посмешищем – в общем, суета. Быстро погрузились в поезд, причем на меня проводница как-то странно посмотрела. А в вагоне выяснилось, почему: Полина, оказывается дала мне не мою справку, а справку Нади Кузнецовой, которая вообще не поехала. Уж не знаю, что там проводница про меня подумала.

Из взрослых с нами поехали Сергей Менделевич, Люша и Полина, а еще поехали старшеклассники: Петрович, Пингвин, Тим, Паша, Лиза, Антон и Макс.

Скучать в поезде было некогда. Мы попеременно то учили семейства растений (семейства в голову никак не лезли), то играли в мафию, так что слышал весь вагон. Причем уменьшить громкость мы не могли никакими стараниями – через две минуты относительного спокойствия опять раздавались дикие вопли.

День 3, понедельник

В понедельник в пять утра прибыли в Хосту. В спешке выскочили из поезда, и тут оказалось, что Паша забыл гитару Сергея Менделевича на верхней полке в вагоне. В итоге Пингвин с Пашей отправились в Адлер ее выручать. Ну а мы пошли, по чьему-то меткому выражению «в 5 часов в высоченную гору с тяжеленным рюкзаком».

Оказалось, что большинство моих одноклассников отнюдь не горели энтузиазмом шпарить в гору с рюкзаком. Так что на привале мы ждали отстающих двадцать минут, а на месте лагеря – полчаса.

Стали ставить лагерь. Нас с Петровичем Полина отрядила бревна пилить, найдя нам здоровенную буковую орясину. Потом разобрали вещи, позавтракали, вернулись Паша и Пингвин – без гитары, а СМ провел лекцию о колхидской флоре. Потом Петрович и Пингвин повели нас на экскурсию. Погода была чудесная, ярко (и, главное, жарко) светило солнце. Мы вдоволь налазились по склонам, по уютным балкам, заросшим лавровишней. Сразу запомнился смилакс – длинная дико колючая лиана, свисающая плетьми в самых неподходящих местах, как правило, на тропе. А еще меня впечатлил плющ, чьи одревесневшие побеги достигали толщины в руку.

Во второй части экскурсии некоторые участники нашей прогулки заметно спали с лица. Видно было, что поросшие буком склоны успели им порядком надоесть. В конце концов Ася Привалова села и заплакала, что у нее «солнечный удар». Это стало одним из хитов нашей поездки. Впоследствии в пару к солнечному удару появилось выражение «лунное затмение» для пользования в темное время суток.

Когда мы вернулись, в лагере царило веселье. Оказывается, дежурные во главе с Полиной затеяли пилить дрова, причем Полина со свойственной ей категоричностью окрестила это занятие «пильбой с комфортом», попутно отпуская двусмысленные намеки.

Паша и Пингвин вторично отправились за гитарой. Стемнело. Мы стали петь песни без гитары, а потом вернулись Паша с Пингвином, и гитару с собой притащили.

День 4, вторник

На второй день мы во главе с Полиной отправились в двухдневный поход. Большинство людей в поход не пошли, за что и были справедливо окрещены ЖИРНЫМИ ТУПЫМИ ЛЯГУШКАМИ (ЖТЛ). Это стало центральной темой всей нашей поездки. По дороге видели омелу, тис. Много раз переходили мелкие речки. А вообще – шли весь день, то и дело отставали Вова Александров с Митей Ребриковым. На пейзажи мы нагляделись по горло.

Заночевали под тентом, причем Митя с Максом, которые легли раньше всех, ухитрились занять чуть ли не половину места.

День 5, среда

Наутро я приготовил кашу, мы позавтракали и пошли дальше. Дошли до поселка Воронцовка, там на ферме оставили рюкзаки и пошли в каньон Царские ворота, где располагалась еще и пещера Партизанская. По дороге нас сопровождал тамошний пес – видимо, надзирал за нами. В каньон мы спустились, но пещеру посетить не смогли – мост снесло рекой. Затем сходили в Воронцовскую пещеру, которую местные жители назвали «Воронцовской дырой». Действительно, я видел пещеры и эффектнее. Она, может быть, была бы даже красивой, если бы не дурацкая разноцветная подсветка. На обратном пути Петрович затеял петь как нельзя подходящую к моменту песню Киплинга «Пыль».

На автобусе мы добрались поближе к лагерю, а затем пошли пешком по ЛЭП в гору. Некоторые участники похода отставали жутко. Из-за этого мы не успели вернуться до темноты. В лагере нас встретили радостно, светя фонарями. Я так умаялся, что ухитрился заснуть с веткой падуба под боком. А падуб, скажу я вам, это не хухры-мухры.

День 6, четверг

На следующий день почти все пошли на последнюю экскурсию – собрать гербарий. Погода испортилась, с гор наползли тучи, на хребтах откровенно продувало. Мы прошли сквозь заросли рододендрона понтийского, увидели цветущий кирказон. Собрали много папоротников, видели какой-то редкий папоротник с раздвоившейся вайей. На обратной дороге мы увидели табличку предприятия, чей владелец, похоже, исчерпал все свое и чужое воображение. «Дм Дм Бон» – гордо называлось это предприятие! Мы посмеялись и пошли дальше. К Агуре вернулись на автобусе, а затем, уже по знакомому пути пошли к лагерю, причем Петрович успел по дороге искупаться в водопаде.

Мне запомнился последний вечер у костра, где Маша Вербицкая попыталась спеть «всего 8 песен» подряд. Ну, столько спеть ей, конечно, не дали, потом гитарой завладел Паша, а потом – Сергей Менделевич. И тут активизировались шакалы: после каждой песни они разражались громким завывающим хохотом, что, очевидно, заменяло им аплодисменты. Негодующему Сергею Менделевичу даже пришлось прерваться на время, чтобы незваные фанаты успокоились.

День 7, пятница

В последний день мы прибыли на вокзал в Адлер и оставили там рюкзаки, а сами отправились в ботанический сад. Затем мы побывали на адлерском рынке, и вот там-то и развернулись основные события за день. Во-первых, на рынке вскрылся бизнес по добыче черемши. Все продавцы стали спрашивать нас: «Вы что такие грязные? Черемшу собирали?». Под конец мы стали отвечать, что, да, собирали. Во-вторых, на рынке было полно жулья. Меня, например, попытались обсчитать на 700 (!) рублей. А Митя Ребриков видел карманника, шуровавшего по чужим кошелькам.

Самое большое значение имела для нас шаурма, купленная Вовой Александровым. Из-за этой шаурмы он весь следующий день пролежал с температурой. А потом, похоже, мы заразились от него, потому что, вернувшись в Москву, все слегли с такими же симптомами.

День 8, суббота

В этот день мы сдавали наш зачет (все сдали), а потом пели песни под гитару, играли в мафию, в морской бой и т.д. А Вова, как я уже сказал, лежал с температурой, но зачет все-таки сдал.

День 9, воскресенье

В этот день у меня был день рождения. И группа активистов (Петрович, Пингвин, Лиза и Маша-Чумичка) повесили у меня в плацкарте поздравительный плакат «С днем рождения, Дадыка». В углу плаката они, естественно, нарисовали ЖТЛ.

Ну а потом мы прибыли на вокзал и разошлись.

Я очень надеюсь в следующем году снова поехать на Кавказ с 8 классом.