Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Кавказ: май 2004 года

Рассказы П. Волковой и Е. Альтшулера, а также хокку

Л. Величанский

Вашему вниманию предлагается нудный рассказ физика (по образованию) о поездке на Кавказскую практику в составе группы из 40 ботаников. В начале поездки я практически никого не знал, поэтому упоминаемые в рассказе люди “обретают имена” по ходу знакомства.

1.Отъезд

Весна в Москве была поздняя. 30 апреля только начали проклевываться листочки на березах. Пятница. Я ушел с работы в 3 часа и заехал за Татой. В большом магазине покупали еду в поезд. Вечером собирали рюкзаки. Таля свое барахло, Я - свое + палатка. Взвесил рюкзак - получается около 35 кг. Вынул литровую бутылку боржома, пачку молотого кофе и английскую грамматику. Пачку кофе положил обратно и лег спать.

Проснулся рано, вынул штатив, голову для штатива и пачку сушек. Получается 31 кг. У Таты около 20. Недалеко от дома нас подобрал папа Наташи Блохиной на машине. Едем по пустой (класс !) Москве. 7.30 Казанский вокзал у табло. Вагон первый, в самом конце перрона (как обычно). Я еду – все родители остаются. Стоят на перроне, машут.

Первая остановка - Рязань. Березы стоят в зеленой дымке. Я на верхней полке. Подо мною - барышни (Тата и одноклассницы) и меняющиеся молодые люди. Играют в "слова" “города”, "людей". Едят припасы. Я пью чай с сушками.

Ближе к вечеру остановка Мичуринск Уральский, стоянка 30 минут. Вагоны заправляют водой. Средняя стадия весны. Поезд заехал в тупик. Тронулись, теперь наш вагон - последний. Из заднего тамбура через окно в двери между вагонами видно как убегают столбы и сходятся рельсы на горизонте.

Утро. Лето. Едем на Кавказ. Слева море, справа бесконечное строительство аляповатых коттеджей для отдыхающих. Будем выходить в Лоо. По графику, поезд будет стоять две минуты. Нас сорок человек. Все одели рюкзаки, сидят и ждут.

2. Carpinus betulus

Вышли, дошли до моря. К нам присоединяется группа из какой-то другой школы (не ботаников; 2 мужика и 8 пацанов). Туалет по 4 рубля. Поймали пазик и две маршрутки. Доехали до Нижнего Солох Аула. На заборе ухоженного участка доска с надписью "Родина Русского Чая". Вождь по науке говорит, что раньше родина русского чая была поюжнее. Теперь там Aбхазия – заграница, и родину перенесли в административный район Сочи. Надели рюкзаки и пошли. Идем лесом по дороге, метров 60 - 100 над долиной реки. День солнечный, жаркий, но мы практически все время в тени. На красоты - вполглаза, народ пыхтит и борется за выживание. Какие-то высоченные дерерья с гладким стволом. Говорят, граб или каштан. До отдыха шли часа полтора. Маленькая речка, в сапогах переходится элементарно, в кроссовках надо прыгать с камня на камень. Подвесной мост абсолютно раздолбанный, местами остались только проволоки, а досок нету. Одним словом - переправа. Спустились к реке Шахе. Встали. Река поменяла течение и прижимает нас к крутому склону. Вожди ушли на разведку. Вскипятили чай. Полдник. На пленке остатки закусок из поезда.

В нужную долину пойдем в обход через верхнюю тропу. Пошли вверх. Лиза натерла ногу и приотстала. Таля красная, дыхание сбилось - паникует, однако рюкзак тащит. Наталья Блохина ушла вперед, хотя у нее рюкзак тяжелее Татиного килограмм на 5-6.

Долина реки Бзыч, приток Шахе. Удобства для девочек - территория выше по течению, для мальчиков - ниже. Отдал свою палатку (вообще-то это Димы Петрова палатка) девицам. Я рубил и вбивал рогатины для основного и запасного костра под тентом на случай дождя.

Встать лагерем успели засветло. Я искупался, т.е. сел в небольшом рукаве (меандре) и побрызгался там секунд 30 - 40. Температура воды - градусов семь. Пока я купался, Сергей Менделевич ходил по лагерю и громко вопрошал "Кто еще не поселился?". То, что я не поселился, выяснилось в сумерках. Менделевич обошел палатки четыре, потом подошел ко мне и грустно сказал: "Видимо, уплотнятся придется мне. Я иногда храплю."

Carpinus betulus - граб, мощные деревья в лесу, по которому мы шли. Кора светлая, листья сильно похожи на каштан (не конский).

3. Smilax excelsa

Утро. Общий подъем в 6.30. Завтрак в 7. Планерка в 7.45. Народ делится на 4 группы с разными задачами и контрольным сроком возвращения. Те, кто вернутся до обеда, берут дождевики и тетрадки для конспектирования ботанической премудрости. Те, кто идут до ужина, - берут еще фонари, рыбную консерву и еще чего-то пожрать. Чаю, сахару и один маленький кан на группу.

Заключаем с Талей "Пакт о Неворчании". Она живет своей жизнью, я - своей. Остаюсь в лагере с Антоном и Лизой (которая натерла ноги). Антону пять лет, он все время спрашивает "Почему?". Две группы должны вернуться к обеду. Суп из пяти пакетиков в одном кане, макароны в другом, разогреть тушенку в третьем, чай в самом большом, 12-ти литровом. У нас все получилось, опоздали с готовкой минут на 10 -15, нас за это не ругали. После обеда мыл каны, Лиза в этот момент (вполне профессионально) из поле зрения исчезла.

Отпустили погулять до ужина. Пошел вверх по течению, говорят, там каньон. Взял сумку с фотоаппаратом и холодным чаем. Есть дорога “вверх по течению”, но она периодически пересекает реку. Кто ей пользуется? Уперся в стену, снял кроссовки, зашел почти по колено, чувствую еще шаг - снесет к едрене фене. Фотоаппарат жалко, себя самого тоже жалко, стою - думаю что делать. Окликнули сзади. Барышня Лена спрашивает далеко ли до лагеря. - Близко (говорю) совсем, метров 400 (говорю). Лена сказала спасибо и быстро полезла вверх почти по вертикальной стене. Пока я выбрался из воды, Лены уже не было видно среди ветвей. Медленно пошел назад, на высоте метров 20 - 30 на угоре градусов 50, держась за ветки, болтается Полинина группа. Поговорить с ними нельзя. Ничего не слышно из-за шума реки. Отошел еще немного назад и полез наверх.

С ребятами не встретился, мне пришлось подняться метров на 50-60, там поположе и вполне можно передвигаться. Местами все оплетено чрезвычайно бойкой зеленой лианой с колючками, как у розы. Как только проскальзываешь и срочно нужно дополнительно за что-нибудь хвататься, под руку попадается эта колючая сволочь. Спустился к реке и еще через 300 метров опять уперся в реку. Решил на горки больше не лазать. Река здесь делится на рукава. Перешел их по очереди, как был, в кроссовках. День солнечный, штаны сохнут быстро.

Сел на камушек, организм ощущает отпуск. Мимо проехал козел, меня не заметил. Пошел вверх по течению, фотографирую, что нравится. Лес - обалденный, я в таком, пожалуй, никогда не был. Прошелся по стволу упавшего дерева, у меня получилось примерно 35 метров! С ветками кроны высота была наверное метров 40.

Переходил реку раз 6 - 7. Дальше дорога пошла по противоположному берегу. Лес становится все торжественнее. Стволы почти доверху заросшие мхом. Навстречу идут коровы. Две с колокольчиками, дилинь - дилинь. Людей с ними нет, сами по себе идут. Нету каньона не фига, а мне пора возвращаться. Пошел назад (за коровами). Броды перехожу по их усмотрению, осторожненько. Вернулся.

- Что (говорят), нет каньона ?? - Cтранно (говорят), его, наверное, потому нету, что всяким идиотам поручают путеводители писать.

Вечер, костер, поют. Говорят, завтра пойду в магазин.

Smilax excelsa - это название той самой колючей дряни, о которую все время спотыкаешься и царапаешься.

4. Acer letum & Acer pseudoplatanum

Сразу после завтрака все группы разошлись. Ксюша дала список. Вышел в 8.30, в магазин пришел в 10. Дорога очень красивая. Я по ней уже ходил, только с полным рюкзаком, поэтому восторгов было меньше. Водопады, маленький каньон. Из каньона вытекает ручей, и дует холодный ветер. Рядом висят две доски, на одной написано “Каньон, мусор не бросать” , а на второй я не помню, что написано. Скупил в магазине всю тушенку, всю вермишель и всю сайру. Пока покупал, подошли еще два покупателя. Подвыпивших. Они купили молока, две селедки и хлеба. Один сел за руль, а второй залез на крышу ”буханки" (по английски это будет – минивэн). Держась одной рукой за какую-то невидимую мне ручку и значительно покачивая указательным пальцем другой руки, сказал мне “Женщина за рулем – это как обезьяна с гранатой”.

Буханка умчалась прочь, а я побрел назад, своей дорогой. Вернулся, проскочил стоянку метров на 400. Кроссовки с вечера не высохли, я ходил в резиновых сапогах и слегка сбил левую ногу, поэтому лишние метры меня расстроили. Нашел в пакете с носками детский шампунь, помыл им разные места. Только переоделся и разобрал рюкзак, как стремительно стала портиться погода.

После обеда отправился через подвесной мост вдоль реки Шахе. Наш Бзыч впадает в Шахе метров через 300 – 400 от стоянки. Дорога идет наверх, солнца нет. Пасека, пасечник. Теленок гоняет молодых свинов. К маткам с поросями не подходит. У взрослых свиней забавное выражение лиц: эдакое подозрительно насмешливое как у опытного пожилого вахтера, когда ты просишь его об услуге.

Облака все ниже и ниже. Я иду по тропе, фотографирую. Стало попрохладнее, но зато совсем безветренно. Тучки периодически зацепляют краями. Наконец-то встретил желтые рододендроны. Вкусно и благородно пахнут (розовые, вечнозеленые – вообще не пахнут). У меня оставалось в запасе еще 30 минут хода вперед, когда тропа кончилась. Идти выше не рискнул , развернулся и не торопясь попрыгал вниз, распевая песню про цыганку-молдованку (люди, кони и медведи). Вернулся к семи. Минут через 15 пришел Андрей Николаевич с молодым человеком. По его словам, остаток его группы вернется затемно. Погода продолжает портится, тучи проходят совсем низко. Дождя нет, но идет (висит) мелкая изморось, земля мокрая. У костра сидели до 11. Народ из группы Андрея Николаевича так и не вернулся.

Acer letum & Acer pseudoplatanum: здесь растет три разных вида клена, по форме листьев все отличаются от нашего. Два вида с красивой формой листьев я переписал в книжечку, а третий “оставил в солдатах – авось ничего”.

5. Paeonia caucasica

Встал в шесть, вскрыл пачку молотого кофе, достал банку сгущенки из личных запасов. В горах остались Люша с Ксюшей, две боевые барышни Верочка и Леночка из 10 Б, парень из 9 Б и скромный Антон из Талиного класса. Три поисковые группы, две пойдут через мост и наверх по тому же маршруту, что и ушедшие. Если до часу дня не будет результатов, еще двое пойдут в Солох-Аул вызывать спасателей. Андрей Николаевич и я пойдем вверх по течению Бзыча по маршруту моей экскурсии в сторону несуществующего каньона в первый день. С собой аптечка, топор, еда, шерстяные носки и свитер. Погода наладилась.

Через час 15 увидели как группа переправляется через рукав (у них была с собой веревка). Все живы-здоровы, настроение хорошее. Обрадовались нам. Пошли обратно. Бродов 5-6, из них неприятных ну, может, два. Переводили народ по веревке или переходили парами лицом друг к другу “по-туркменски” Вернулись и стали пить чай. Я все думал, спросят: “Кто хочет консерву сайру?” – не спросили.

Основная масса народу будет сегодня сдавать зачет. Я сижу на большом камне на соседней поляне, пишу дневник и загораю. Где-то рядом муравьиная тропа, бегают туда сюда по левой ноге.

Послеобедье. Продолжается опрос Балбесов (8 Б). Сдавших зачет (человек 15) Андрей Николаевич и Ксюша повели в “Урочище Трех Дубов”. Я пойду в гору над нами смотреть на белый пион. Солнечно, сначала вверх по тропе-дороге, потом по гребню на юг. На этой горе произрастает исключительное количество колючей зеленой сволочи (Smilax). Поцарапал вторую ногу и пару раз крепко ухватился за лиану руками. Лето закончилось метрах на 500 – ах, тут еще поздняя весна. Пионы появились на 600- 700, сначала только листья. Потом нашел почти распустившийся бутон, потом открывшийся, но весь какой-то растрепанный. Вид четвертого по счету меня устроил. Дальше не пошел. Сидел, пил холодный чай , фотографировал, вставил слайдовую пленку.

Пошел назад. Крутизны особой нет, идти очень удобно. Слева (по солнечному склону) идет кто-то крупный. Я остановился и его окликнул. Потом оскорбил на двух западноевропейских языках. Потом громко запел и пошел дальше. Тот снизу скоро затих. В конце сбился с дороги, попал на вырубку с колючим кустарником (видимо, ежевика).

Вернулся к семи, когда остальные поисковые группы уже вернулись. Вот кому, наверное, было тяжело. Долго сидели у костра. Я спел про башню и старого короля.

Paeonia caucasica - это и есть пион.

6. Viscum album

У меня насморк. С.М., Люша, Полина, Женя Лапоть и др. отправляются в двухдневный поход наверх за примулой. Идут без палаток с одним тентом. А.Б. идет на день с достаточно большой группой. Почему-то с ними не пошел. Казалось, что придется идти в магазин, однако в последний момент выяснилось, что А.Н. едет в Дагомыс.

Решил перейти на другой берег и поверху дойти до дороги, на которую я вышел бродами во время своей первой экскурсии. Тропы не нашел. Шел по траверсу просто через лес, спотыкаясь и постепенно забираясь все выше и выше. Местами круто и скользко. К сожалению, спустился раньше, чем было нужно (не дошел километра полтора). Последнюю часть спуска преодолел быстрее, чем хотелось, промочил (напрочь) одну ногу и ударился локтем, спасая фотоаппарат. Пасмурно, ноги мокрые. Повертел головой в тяжком раздумье и пошел бродами в сторону лагеря. Вернулся в 12. Доделал и обжег Антону меч. Теперь есть чем защищаться от медведей. Катя оставляет меня старшим. Сама, с Сашей Захаром и еще кем-то отправляется на 200 метров вверх к дереву с омелой.

Праздные дети, которым не надо сдавать зачет, представляют потенциальную опасность для самих себя. Так как я старший, то разрешения спрашивают у меня:

* Можно мы быстро сходим в магазин? (Вы нам только дорогу объясните).
    * Можно мы сварим обед? Вам не оставили продуктов? Так давайте сходим в магазин!
    * Можно мы погуляем на соседней поляне и не дальше моста?
    * Можно утопить врага?
    * Это ваша пенка? Можно я на ней буду лежать? А книжка это ваша?
    * Можно надругаться над трупом уже утопленного врага?
    * Мы нашли пакет с продуктами. Можно мы сварим и съедим обед? и др.

Нельзя сказать что груз ответственности навалился нестерпимой ношей, однако когда возвращается Катя я ощущаю прилив жизнелюбия. (Омела на далась, ибо растет на толстом высоком дереве). Дети готовят обед, обедают и сразу же варят полдник. Вместе с Валерой наломали кучу дров, сложили под тентом. Долетают самые разнообразные реплики, Захар - Кате: “…Аппеляция к истории развития данного вопроса не может иметь доказательной силы…”

Долго сидели у костра, разговаривали с А.Б. Лег спать после 12. Замерз, проснулся в полшестого, одел шерстяные носки и проспал поставленный на шесть будильник.

Viscum album – омела белая.

7. Petasites hybridum

Проснулся без 10 семь. Опять насморк. Кофе не варил. На утренней планерке А.Б. долго решал, кто чем будет заниматься. В результате я иду измерять плющ в долину реки Белой. Обмеряем наибольший лист одной ветви выбранного растения. Длина, ширина, диагональ, длина черенка, изрезанность и т.д. Лист нумеруется и обводится. Через какое-то время разделились. Ксюша, Петя и я пошли вверх по долине, остальные отправились измерять популяцию внизу у реки Шахе. Час шли наверх. Я в кроссовках достаточно успешно прыгаю с камня на камень. Народ в тяжелых ботинках скользит по замшелым камням и мочит ноги почем зря. Попался родственник мать-и-мачехи с очень большими листьями. Петя нашел кабаний череп. Вернулись прямо к обеду. Поел и побрел с фотоаппаратом к мосту. Был замечен Леной и Петей. Где, говорят, поворот на магазин, нам подарок Захару покупать, нас А.Н. на полтора часа отпустил. Не успеете, говорю, за полтора часа-то. Пойдемте, говорят, тогда с нами, дорогу покажете. Присоединяюсь под эгидой программы по борьбе с лишним весом. Шли быстро, примерно час десять в каждую сторону. Купили подарки и две буханки белого хлеба. Из частных средств купили по мороженному, два литра спрайта (и две газированные пол-литровые бутылки минеральной воды исключительно из жадности). Спрайт выпили у ручья на полпути назад. Пустую бутылку тащим назад в лагерь, дабы ее сжечь а на дороге не сорить.

Подходят остальные группы. Вернулась группа С.М., Полина, заливаясь, рассказывает про подвиги Тусихи, о его сновидениях и утренних прогулках. Люша по пояс в газетах колдует над гербарием. Много цветов. Примула, рябчики (маленькие тюльпаны). Поздравляли Сашу Захара с д.р. Пели песни где упоминается крокодил.

Petasites hybridum – копытник, ну с очень большими листьями.

8. Pederatello pontica

С 4-х до 5-ти утра шел сильный дождь. К 6 закончился. А.Б. и Полина уезжают рано. Народ собрал рюкзаки и ждет, пока солнце осветит нашу поляну и высушит палатки. Я вытащил пенку и разложил на ней пожитки. Буду собирать рюкзак после того, как барышни вернут палатку.

Пошли. Дошли быстро. Перед ручьем Митя Лысков потерялся, и я бегал его возвращать. Нам встретилась большая змея, Митя говорит, полоз. Около родины русского чая нас ждут автобус и маршрутки. Приехали в географическое общество. Поставили палатки на дорожках, на асфальте, на полянках. В зловонном овраге добывали дрова. Топография такова: с материковой стороны дорога, потом забор, одноэтажный дом (классическая дача конца 19 века) небольшой сад и крутой уклон вниз, высотой метров 20 – 30. Внизу (без забора) – одноколейка Адлер – Москва и за ней – море (Черное волнуется, шумит). После войны это была генеральская дача, теперь там музей – видимо, хозяйство академии наук. По территории ходит овчарка с купированными ушами и хвостом, сука. Вроде доброжелательная, но взгляд серьезный и какой–то сосредоточенный. Ходили купаться, набрали с Татой отшлифованных зеленых стекляшечек и маленьких рапанчиков. С.М. купил нарядную дорогую книжку краснокнижных растений региона. Дети нашли там травку со звучным названием. Смакуют (вынесено в название главы).

На склоне сортир. Крутая тропинка, на столбе двухстороняя табличка СВОБОДНО-ЗАНЯТО. Соответственно проносясь мимо этой таблички, нужно успеть ее перевернуть, а карабкаясь вверх, не забыть перевернуть еще раз. Чуть ниже тропинка круто сворачивает вправо к стандартному дачному клозету. Фасад на море, входной двери – нету. В этом и есть основная пикантность. Утвердившись вечером, можно одновременно(!!!) смотреть на звезды, море, огни кораблей, проносящийся скорый поезд Москва -Адлер и слушать шум прибоя.

Ночевали без палатки, open-air, на балконе с навесом. Было не холодно.

9. Liriodendron tulipifera

Встали в пять. Темно и ветренно. Добытое вчера дерево обладает крайне низкой горючестью. Под чаем - горит, под кашей - не горит. С. М. борется за завтрак. Дети встают и кидаются разбирать палатки. Наши девицы тоже двигаются быстрее обычного. Дошли до полустанка и ждем электрички до Адлера у живописных развалин времен расцвета сталинизма. Электричка в 7. 40. Из окна вагона машет А.Б.

Занимаем левый зал на вокзале в Адлере. Чебурек с мясом. Куплен и сожран в индивидуальном порядке. Меня не оставляют стеречь рюкзаки. Ура, товарищи.

Экскурсия в Адлерский дендрарий. Очень интересно и красиво. Я люблю смотреть на деревья. Дерево может быть гордым, нахальным, стыдливым, величественным, обнаженным и разодетым, измученным, самовлюбленным, мрачным или жизнерадостным. Может вызывать ассоциации, связанные с женским или мужским началом, может напоминать мудреца, танцовщицу, вождя или бюрократа. Дерево живет, дает кислород, кому-то тень, кому-то еду.

А.Б. интересно рассказывает, народ записывает. Я тоже кое-чего записал: “Основан ботаником Регелем. Близкие климатические условия к уголкам со всего мира: Индии, Китая, Америки, Австралии. Он же бывший дендрарий совхоза “Южная Культура”. Совхоз отвечал за цветы для партийных съездов. Платан (чинара) – родственник лотоса, листья “очередные” , у клена “супротивные” Пампасская трава – неприятная на ощупь, хуже осоки. Магнолия китайская – листопадная, американская – вечнозеленая. Гинкго – древнее китайское дерево, говорят его спелые плоды сильно пахнут человеческим дерьмом. Cedrus deodara, Кедр Гималайский. Семейство Таксодиевые, очень много коры на стволе (кажется, это секвойя). Мимоза Acacia dealbata. У кипариса форма кроны не наследуется, около 30 процентов вырастают с пирамидальными кронами, остальные, как обычные елки. Эвкалипт дает мало тени. Кора со ствола – слезает. Тюльпановое дерево с ассимметричным листом и желтыми цветами. Давидия с красивым прицветным (или околоцветным листом), названа в честь того дяденьки, который когда-то спас китайского оленя Давида.”

А еще было много чего. Умирающая рощица декоративных японских кленов. Трава бамбук обычная и трава бамбук с квадратным сечением. Люша умеет разговаривать с лягушками. Вдохновенно и без спешки. Полина (и оруженосец) получила объяснения, как добраться до вокзала и активно начала движение. Некоторое время мы наблюдали как эта пара проносится по дорожкам парка в разных направлениях оставляя за собой пылевой хвост, как автомобиль ралли Париж – Даккар. Через полчаса они вернулись. Полина попросила заменить объяснения на одно направление. Будем, говорит, его придерживаться по солнцу и компасу.

Пришли с Татой на рынок. Купили еды. Вернулись в зал ожидания. Ожидать еще 2-3 часа, я пошел в вокзальную парикмахерскую и постригся за сто рублей. Приеду к Ольге (жене) красивый. С.М. с основной частью группы, принесли чаю, мяса, сыру и хлеба в поезд. Много. Сели и поехали. На этот раз я попросился прочь из Татиного купе в более тихое, к Ане и Кире. Ехал, ел и пил чай, читал, дописывал дневник на основе которого собственно и был создан этот рассказ.

Приложение 1.

Легенда о Лоосских слонах.

Алексей Борисович рассказал ее во время перехода для отстающих, чтобы как-то отвлечь их от невеселых размышлений о проф. непригодности к тасканию тяжелых рюкзаков.

…Известно, что большие армянские диаспоры существуют по всему миру. Известно, почему они образовались. Так вот некоторые армяне уехали в Лаос, где обзавелись хозяйством и в частности завели себе домашних животных и в том числе слонов, которые совершенно незаменимы в тамошней жизни.

Пик геноцида прошел, и хотя в России шла гражданская война, часть людей решила вернуться назад, естественно вместе со своим нажитым скарбом, ну и со своими слонами. Слон конечно не лошадь, но разве джигит может расстаться с верным другом. Так уж вышло, что они поселились в районе Верхнего Лоо. Через некоторое время красные стали одерживать верх и притеснять рачительных хозяев. Комиссары называли их кулаками и мечтали национализировать всех животных. Мужчины селения отвели всех слонов в затерянную, труднодоступную долину, где и оставили их пастись.

Известно, что до сих пор многие мужчины селения куда-то пропадают на лето, и никто не знает куда. (Они идут к своим слонам!!!) Часто туристы и егеря видят круглые, заполненные водой ямки примерно одного диаметра, которые без сомнения являются следами взрослой особи слона.

Иногда туристу или егерю повезет, и он слышит, как по перевалу неторопливо проходит крупное животное.

Мечта каждого зоолога увидеть Лоосского слона...

Приложение 2. Табель о рангах.

Главный вождь: Сергей Менделевич,

Вождь по науке: Алексей Борисович,

Вождь орнитолог: Андрей Николаевич,

Вождь Катя и ее оруженосец Антон,

Младшие вожди:

Ксюша – третий курс Биофака, Зампотыл.

Люша – третий курс Биофака, хранитель основного гербария,

Полина - третий курс Биофака, комиссар,

Женя – 11 класс, полноценный вождь к тому же менестрель

Вышеуказанные люди могут читать лекции, водить и рассказывать о растениях.

Вождь в оппозиции: Александр Юльевич (классный руководитель 9-го Б, преподаватель физики)

Прапорщик – это я.

Вера и Лена – 10 Б класс,

Марина – 10 Г “гум.” класс,

9 Б: Валера, Петя, Саша – Захар, Митя –Тусиха, Данон и др.

барышни: Наташа – Туся, Дина которая верит в линии жизни на руке и нашла интересную зависимость в своей работе по ольхе, Аня из Болдера и др.

8 Б: Наташа и Наташа, Лиза, Ольга Злобовская - законченная отличница, Аня и Кира.

Митя Лысков, Вова , Женя Оглоблин , Антон – застенчивый.