Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Кавказ: май 2004 года

Рассказы П. Волковой и Л. Величанского, а также хокку

Е. Альтшулер

Отличный день — день непредсказуемости!!! Сначала он встретил нас тремя непредсказуемо-грустными лицами, которые постепенно веселели, потому что больше не могли сдерживать смех. Потом они начали непредсказуемо прилипать друг к другу, а постепенно вовлекли в действие и остальных. Шипунов до того разошелся, что, примкнув к дежурным, начал вместе с сухофруктами насыпать заварку в кашу.

Наконец, после еды стало понятно, что сегодня нас ждут великие дела. Правда кому-то это непредсказуемо стало понятно незадолго перед выходом на маршрут.

Рано утром мы вышли в направлении, нужном нам, двумя группами: группа Сергея Менделевича и группа Шипунова. В первой группе были Даша Чернецкая, Тусиха (Митя Васюков), Люшка (Люда Абрамова), Пряник (Полина Волкова) и я (Женя Альтшулер), а во второй — Марина Запунная, Паша Бурчиц, Антон Бурый.

Мы шли приблизительно 3 часа вместе до ответвления речки Ажу от Шахе. Горизонтальная дорога (без сильных спусков и подъемов) изобиловала различными переправами через ручьи, водопадиками от мала (в которых мы с Тусихой плескались) до велика (доходя до которых все громко кричали "ООО! АААА! УУУУ!" и бросались фотографировать).

Когда мы разошлись по группам, нам предстояли многочисленные подъемы, и первый из них — на Бабук-аул. Там нам встретился веселый лесник, который сказал, что пропуска у него кончились, поэтому он составит на нас протокол — все равно в одну цену.

Оттуда мы прошли еще несколько километров по ровной дороге, перекусили, порастопыривались. Впереди нам предстоял шестичасовой подъем на гору близ озера Хуко. Все очень умаялись, проходя по 100 метров и останавливаясь (кто-то от того, что очень устал и не успевает, а остальные от того, что ноги несли дальше). Поначалу на каждом привале снимали рюкзаки, а потом Тусиха подходил к каждому и надевал рюкзак, приговаривая, что это нужно делать вместе. Но чем дальше в лес — тем больше пофиг. Под конец все плюхались кверху пузом на рюкзаки, но Тусиха не отчаивался, а помогал каждому вставать.

Трудно описать наш восторг, когда мы наконец добрались до первого снега... Хотя он был грязным и переливался от этого всеми цветами радуги, мне сразу захотелось его поесть (я это люблю с раннего детства). Вероятно для того, чтобы быть ближе к природе (кто-то любит с этой целью ходить с хлюпающей в ботинке водой). К тому же я впервые видел снег в горах!

Затем снега становилось все больше и больше, и, в конце концов, он занял всю поверхность земли, кроме воронок вокруг деревьев, и достигал полутора метров в глубину. Мы решились обосноваться на пупырьке без снега, но во все стороны от нас был снег, в особенности, в стороне ручья, где мы собирались набирать воду. Когда мы подошли ближе, то увидели, что его верховья занесены снегом, а около нас из-под снега начинает пробиваться этот ручей с гордым, но неоригинальным названием Холодный Родник. Кроме русла ручья непрерывный снежный покров прерывался лунками вокруг деревьев — идеальное место для игры в прятки.

Но голод — не тетка. Нужно было зажигать костер. Сергей Менделевич хотел бесславно применить для этой цели газетку, но Полина опередила его с помощью паутинки.

Затем у нас началась клоунская пантомима "Заваривание чая Тусихой". Он опрокинул кан как раз в тот момент, когда он почти закипел.

Мы поставили тент наподобие палатки (хотя, совершенно непредсказуемо, он превратился в цирк шапито) и сбросили под него свои вещи.

Ночью нас то и дело пугали странные голоса, раздававшиеся со всех сторон — у нас начался приступ паранои. Потом, в придачу, по небу начали светить прожектора, прямо как на войне. Наконец, весь наш тент озарился светом, как будто луч прожектора поймал нас. Однако позднее мы поняли по неровному свету, который то вспыхивал, то ослабевал, что это был уголек, который мне пришлось притушить, наступив предварительно на Полину и Люшку в поисках ботинок. Но по небу по-прежнему ходили какие-то лучи (нам потом сказали, что это дискотечная установка). Но она не помешала Полине мирно уснуть в сени 30-и сантиметровой пихточки, которая нежно касалась ее лица.

7.05.04

На следующий день первым проснулся Тусиха и начал дебош. Сначала он начал меня будить: "Лапоть, Лапоть! Уже 5 часов!!" Этим мирный сон Полины, как и всех остальных был прерван. Полина вздрогнула, уколовшись об иголки приютившей ее пихты и нервно вскрикнув, послала Тусиху к Сергею Менделевичу. Сергей Менделевич возмутился, что никого не следовало будить: "Как это? Костер не зажжен, чай не вскипячен... Иди и быстро поставь воду!"

Бедная Тусиха, наша первая ласточка, с перепугу не нашел ни очков, ни ботинок (где ему было их найти, когда Даша использовала их в качестве подушки — оригинально!). Вместо потерянного ботинка он надел чехол от спальника и на ощупь пошел за водой — каких он кругов навертел!..

После еды мы решили оставить рюкзаки на месте и отправились к славному озеру Хуко и к бесславной луже около него, у которой даже названия не было. Шли мы по маркированной тропинке, которая то терялась, то снова появлялась. Слой снега становился все более мощным, и наконец, нам открылось безлесное пространство! Трудно описать этот разноцветный ковер из всевозможных первоцветов!!! Однако мы честно пытались ...вносили их в список видов. Там были купальницы, Erythronium 'ы, анемоны, прострелы и, конечно же, ПРИМУЛЫ (!!!), которых мы так долго ждали, ради которых мы сюда пришли и никак не могли найти.

Пока мы забирались на вершину безлесного пупыря, по нам прошла гроза, сгущая краски. На вершине пупыря, по традиции, нас ждала групповая фотография.

К самому озеру часть пути мы проделали на заднице, поскольку весело и жарко (правда потом, местами, стало холодно и мокро, но ненадолго).

Озеро оказалось небольшим, но впечатляющим. Воронка, в которой оно находилось, была покрыта снегом, в котором виднелись радиально отходящие коричневато-розовые желобки — это скорее напоминало барханы, чем снег. А по краям озера виднелись две проруби, в которые я сразу захотел нырнуть. Но, подойдя поближе, я понял, что не влезу в эти ледяные ходы, которые внешне напоминали лисьи норы. Однако обтереться ничто не мешало. Дурной пример заразителен, и ему последовал даже Сергей Менделевич, бывший с самого начала противником того, чтобы подойти к самому озеру. Ему было уже все равно: он уже напился воды из каждого ручья и наелся снегу.

На обратной дороге от озера мы заскочили на лужу, в которой не оказалось никакой живности к огорчению Сергея Менделевича, лужеведа по призванию.

Возвращаясь к маркированной тропе, мы хотели еще померить примулы. Тут нам встретились потеряшки, которые не знали как дойти до тропы и блуждали, по-видимому, уже давно. Но они не захотели подождать, пока мы померим примулы, и пошли теряться дальше. Мы рассказали как идти — ответом был радостный возглас детей: "Наконец-то мы вернемся домой!!"

А мы тем временем спокойно вернулись к рюкзакам, собрались и пошли обратной дорогой. На обратной дороге все было по-прежнему, только наоборот. Когда мы вышли из зоны снегов, мы, напротив, загрустили. Из зимы мы входили в весну, у нас на глазах распускались почки, разворачивались листики, вылезали из подстилки, цвели и отцветали бежевато-фиолетовые торчки петрова креста. Все подъемы превращались в спуски, и нам хотелось лететь на всех парусах.

И мы полетели. Под конец полетели так, что Сергей Менделевич разогнался так, что убежал вперед на несколько километров, в Тусиха паниковал, что не успевает. Ему пришлось выполнять функцию Сергея Менделевича — помогать переправляться через броды. По этому поводу он сразу промочил ноги: поверх мокрых носок, а также сухих, ставших мокрыми, у него теперь была намазана каша из туалетной бумаги, которой он сдуру обмотал ногу наподобие портянки.

Затем все успокоились, сбросили темп и пошли вместе. Лесник, который нас вчера радостно встретил в Бабук-ауле, радостно воскликнул: "Ну погуляли? Ага, а теперь заплатим!" Еще он рассказал, что к нему приходила другая группа наших: упитанный мужичок, два паренька и девка полосатая. Мы поняли, что группа Шипунова не смогла пройти, куда хотела, поэтому им пришлось пройти по нашим стопам, а затем вернуться.

Затем и нам пришлось пойти по их стопам — вернуться. Мы не спеша шли, вспоминая ориентиры, приколы, впечатления пути туда.