Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

8-15 марта 2014

А. Самородова

Впечатления десятиклассников и сонет

Недавно мы с классом ездили на Кавказ, где провели пять замечательных дней на природе. Возможно, есть люди, которым эта поездка запомнилась как изнурительное и выматывающее путешествие, выучивание растений и долгожданный приезд домой, однако большинству она понравилась. Сама поездка была очень полезной не только как оздоровляющая экскурсия по горам Кавказа, но и восхитительные виды, которые сопровождали нас во время всей поездки.

В первый день, когда мы приехали на поезде, разбили лагерь и пошли на экскурсию. Здесь было всё по-другому, более живое и свободное. В Москве в это время был снег, а мы в одних кофтах ходили по близлежащей горке и собирали растения. Нас просто поразило обилие цветущих растений, которые имеют весьма сложные названия, такие как Helleborus caucasicus, очень красивое растение с светло-салатовым цветком, Symphytum grandiflorum, тоже довольно милое растение с жёлтыми цветами, похожими на небольшие трубы и многие другие. Сразу же бросалось в глаза, что здесь другой, субтропический климат, была другая флора. Вечером нам предложили пойти в поход с Полиной Андреевной. Несколько людей заинтересовались этой, весьма заманчивой перспективой, и рискнули пойти.

На следующий день, с рюкзаками и немного пессимистичным настроением, потому как погода изменилась в худшую сторону, группа школьников, во главе с Полиной Андреевной, отправилась в двухдневный поход на дольмены. Идти надо было по устью реки, поэтому пришлось надеть сапоги. Было довольно непривычно идти в основном по камням в воде, а не по земле, такой привычной и родной. Однако через пару часов ходьбы, после того, как в сапогах появились первые признаки сырости, а кто-то едва не засел в грязи, мы перестали обращать внимание на внешние ранее неудобные для нас вещи, такие, как быстрая ходьба, а стали наслаждаться приятным времяпровождением в таком полезном для нас походе. Мы шли довольно долго по однообразной местности: вокруг камни и пригорки, вода и деревья, однако было во всё этом что-то необычное. Вскоре нам пришлось остановиться, чтобы перекусить и записать несколько папоротников: Polypodium vulgare, Polystichum aculeatum и Asplenium trichomanes. Дальше наш путь пролегал через каменистые, крутые берега. Идти приходилось то вброд, то карабкаясь по каменистому берегу вперёд. Кто-то проваливался в воду по пояс, кто-то только лишь ноги промочил, однако все ощутили на себе способность воды проникать внутрь. Мы шли и шли, а вокруг нас раскинулся прекрасный вид, в этой дикой природе было что-то завораживающее, в небольших водоворотах воды, выступающих камнях и водопадах было что-то волшебное.

Чудесный пейзаж окружал нас, а мы тихо радовались скорому прибытию на место. Остановившись у самого большого водопада, который падал вниз, образуя небольшой бассейн кристально-чистой воды, мы переобулись и направили свой путь вверх, по горе. Идти уже оставалось недолго, однако это «недолго» растянулось после на час. Переходы в нескольких местах были сделаны деревянной лестницей, идти по которой было гораздо удобней, однако немного опасней, ведь соскользнуть с гладкой поверхности доски гораздо легче, чем с каменисто-земляной тропинки. Но вот, наконец, мы дошли до места прибытия, все уставшие, немного замёрзшие и голодные. Растянув тент и положив под него полиэтилен, мы стали разводить костёр. Когда ужин был готов, наш маленький отряд собрался у костра. Все были очень уставшими, поэтому, с аппетитом поев, большая часть легла спать под тент. Однако те немногие, кто остался у костра, были вознаграждены чудесной сказкой от Кукушки.

Утро следующего дня было довольно мокрым, накрапывал дождь. Как хорошо лежать в спальнике под тентом, как тепло и уютно, но, к великому разочарованию, нам пришлось вылезать и идти на завтрак. Да, дежурным в этот день очень не повезло: костёр еле загорелся из-за недостатка сухих дров; каша просыпалась по всему рюкзаку; сахар закончился, что повлияло на настроение всех не очень положительным образом.

Но, преодолев все эти мелочные преграды, мы собрались и отправились в обратный путь до основного лагеря. Идти назад было сложнее, ведь был дождь, да и идти по мокрой местности, даже в сапогах, удовольствие не из приятных. Доски оказались мокрыми, потому пришлось очень аккуратно сползать с горы. Хоть пейзаж и утратил немного своей привлекательности в связи с мокрым видом, но оставался по-своему необыкновенным и дурманящим. Через какое-то время добрая Полина Андреевна решила разнообразить наш маршрут, ведь идти просто по устью реки туда и обратно не интересно, к тому же мало растений собрали. Поэтому мы пошли по горному хребту, где рос можжевельник. Переходить с одного волноподобного бугорка на другой довольно интересное занятие, первые пару раз, а вот потом начинают и ноги болеть, и спина, да и ветки кустов каким-то мистическим образом чаще хлещут по лицу, а впереди ещё долгая дорога. Даже сомнение бёрет, сможем ли мы дойти и не развалиться под тяжестью рюкзака. Но вот впереди уже виден последний спуск, мы набираемся сил и терпенья и спускаемся. А Smilax всемогущий и прочие колючие растения так и цепляются за рюкзаки и одежду, порой протыкая её насквозь, и раздирая кожу. Несколько падений и вот, мы уже внизу около речки с новым, довольно специфическим элементом на нашей одежде – колючками. Потому как до лагеря нам оставалось идти час-полтора, мы выбрали перспективу поесть всухомятку, а затем дойти побыстрее до лагеря. Как оказалось позднее, это была наша ошибка, потому что сухой роллтон не очень вкусный, а, дойдя до лагеря, мы только переоделись в сухие вещи, а вот поесть нормально смогли только во время ужина. Вечером вокруг костра были разложены сушится самые различные вещи от паспорта до туристических ботинок. Зато спать мы легли в тёплой, родной палаточке.

Следующий день был очень интересным для тех, кто выжил после похода, да и для тех, кто просто решил поехать в тисо-самшитовую рощу, а не остаться в лагере. Потому что в этом месте можно было увидеть такие эксклюзивные растения, как Taxus baccata и Buxus sempervirens, встречающиеся только в заповедниках, вследствие медленного произрастания и сильного вырубания. А потом мы ехали на электричке, тёплой и светлой, в которой несколько людей приняли нас из-за химзащиты за уборщиков и бомжей. Было очень непривычно быть в цивилизованном месте после нескольких дней, проведённых вдали от дома, ходить по дорожкам в парке в химзащите и сапогах.

Выходной день был довольно насыщенным, потому как надо было дособирать растения и составить гербарий, а ещё можно было искупаться. Хотя вода и не очень тёплая, но зато бодрящая, да и потом, когда одеваешься, так тепло становится, даже немного жарко. Вечером все собирали вещи, учили гербарий.

А на следующий день, позавтракав, мы собрали лагерь и с грустью покинули это прекрасное место, которое приютило нас на целых пять дней. Доехав на автобусе до вокзала, мы сложили рюкзаки в кучу и пошли на базар. Тут уж наши глаза просто разбежались от разнообразия всякой вкуснятины, нет, конечно, в походе нас хорошо кормили, но здесь были свежие фрукты, шоколадки, пирожки и прочая пища богов. Накупив, кажется, всего, что только можно, мы пошли назад, на вокзал. Прохожие оборачивались на нас, как на каких-то дикарей, ведь мы все были в грязной одежде, да и сами-то чумазые и с рюкзаками, пропахшие костром. Но вот, наконец, сели в поезд. Едва расположившись, все судорожно начали учить признаки семейств растений и гербарий. Прошло два часа и уже начали сдавать, но большая масса людей продолжала заклинать латинскими словами папку с растениями. Повсюду было слышно: Vinca minor, семейство Apocynaceae, Equisetum major, семейство Equisetaceae, Staphylea colchica, семейство Sapindaceae, Aristolocha steupii, семейство Aristolochiaceae и прочие названия, поэтому не удивительно, что проводница назвала нас циркачами. До восьми вечера шла сдача зачёта, потом осталось лишь невнятное бормотание учащих, но в одиннадцать и оно смолкло. Погас свет, и ученики, изнурённые тяжким трудом, сладко уснули.

Утром многим пришлось повторять все, чтобы к десять утра сдать зачёт. Было, конечно, несколько не сдавших человек, которым пришлось потом, в Москве, досдавать зачет. Наши сердца наполнились радостью от предстоящей встречи с родными и близкими, и от скорого освобождения от плена коварных растений, которые, какими бы красивыми не были, имели весьма трудные названия.

Однако всё уже позади, безусловно, жаль ушедших дней, но время идет, и его бег вряд ли может остановить желание снова очутиться на Кавказе. Надеюсь, в следующем году нам разрешат поехать с другими, новыми биологами в эту замечательную поездку.