Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе
О практиках Наука Фотографии

Небуг – урочище Иванкова Поляна – гора Псиф – гора Почепсуха – река Чепси – пещера Фанагорийская – Туапсе

2 – 10 ноября 2013 года

Д. Захарченко

сонет и стенгазета

Ночь. Я выхожу из метро на вокзал, ищу табло, под которым мы встречаемся. Да вот же оно, под ним Петрович и Полина, что-то обсуждают. Подхожу ближе Полина тут же демонстрирует Петровичу возможности плюшевой игрушки Пингвина. Петрович не особо воодушевляется, но это не важно. Постепенно подходят все участники, кроме Люши, но она известный фрукт, всегда опаздывает. Идем к поезду всемером: я, Полина, Петрович, Илья, Маша, Дима, Максим. Рядом идут родители, пытаются выпросить мобильный телефон Полины. Узнав, что у Полины нет мобильника, огорчаются, но не отстают. Требуют телефон Люши. Странные люди. Зачем им номера телефонов, все равно не будет связи, да если и будет, телефоны-то выключены!

Садимся в поезд. Тут же за окном возникает Люша, начинает стучать Петровичу, но это же Петрович! Уже все пассажиры заметили Люшу, а Петрович так и стоит столбом. А Полина не может выйти, ее терроризирует папа Ильи. Кое-как отвязавшись от него, Полина спасает Люшу, отдает ей ее билет.

Мы едем на поезде Москва-Новороссийск. Так вышло из-за того, что на юг вообще сложно поехать есть поезд через Харьков, что нам не подходит, потому что много школьников, доверенности делать... Слишком сложно. А еще есть купейный двухэтажный поезд но он дорог. Поэтому мы едем на этом поезде. Поездные развлечения просты: книги, газеты, игры... Ну и, конечно же, еда. Кукушка испекла мне в дорогу пирог, про который мы решили, что это способ упаковки яблок тесто оказалось тяжеловатым. Кроме того, к Петровичу приехала бабушка и дала ему целую кучу еды в дорогу: какие-то пирожки, хитрую курицу с майонезом и чесноком, какие-то сладости.

Приехали в Новороссийск темно и страшно, до автовокзала добираемся на троллейбусе (на остановке слышали прекрасную фразу: "Мы местные, на такси не ездим!"). Нигде нет никаких указателей автовокзала, идем как-то напрямик, но в конце-концов находим.

На автобусе доезжаем до Небуга, мы здесь были весной с быстрой группой. Идем вверх по реке (до этого в поселке покупаем наш "обед" хлеб и кисломолочные продукты). Какой-то мужик сказал, что наверху воды нет, только грязный ручеек. Но мы ему не верим, да и не собираемся брать с собой воду, мы же не "настоящие туристы". Недалеко от поселка на милой полянке устраиваем обед. Илье уже звонят родители, спрашивают, как добрались, что едим и так далее.

Река извивается по своему руслу, поэтому надеваем сапоги. На склонах интересное залегание пород. Они вроде бы параллельны, но из-за каких-то внешних (или внутренних) сил изгибаются змейкой. Мы немножко прокатились на КАМАЗе, километра полтора. Дальше идем по дороге вдоль реки. Река то входит в лес, то опять выходит на открытое пространство. Немного поднялись над рекой и тут же встретили цветущий рододендрон жёлтый для него началась вторая весна.

Дело к шести вечера, пора искать место для стоянки. Мы идем по дороге вверх по реке Шенемок. Вот привал, Полина с Люшей уходят вперед осмотреться. Возвращаются, говорят, что осталось совсем немного до прекрасного места. Встаем, идем. Перед нами дорога раздваивается: одна уходит наверх, вторая приводит нас к милой полянке с оборудованным родником (в камне выдолблена полость для набора воды), дорожкой к речной ванночке (куда тут же полез купаться Петрович) и кострищем. Полина выдала мне пилу и сказала идти пилить, но я, распилив одно бревнышко, всучила пилу Максу и Диме и ушла собирать хворост.

Вот лагерь обустроен, ужин сварен и съеден, настает время развлечений. Максим и Никита ходили в Молдино на квадраты, и написали рассказы, про то, как Полина над ними издевалась. Читали они по очереди, по дням. Правда, Максим забыл половину дома, на что Полина сказала, что он зачитает остаток в школе при Сергее Менделевиче. На что Максим сжался как настоящий Маленький Лесной Зверек, на которого нападает "сатана в оранжевых штанах". После этого мы читали сказки А. Тутуолы, начали с "Симби и Сатир Темных джунглей". А после мы легли спать.

Как уже принято на ноябрьском Кавказе, мы не берем с собой палаток, только тент. Под тент стелем полиэтилен, на него все кладут пенки, и просто в спальниках ложатся спать.

Утром все просто: подъем, все собираются, завтрак, снимаем тент, ждем ущербную конструкцию (у Петровича в поезде порвался рюкзак, а потом рвался каждый день в новом месте, вечерами у него были уроки рукоделия) и идем дальше. Идем в горку, в голову лезет стих Сергей Менделевича:
Ведь Пингвины не кошки, ну зачем им в поход?
И короткие ножки, и мешает живот.
Если выпукло брюшко и не может летать,
Как же может он Люшку на подъеме догнать?

А дорога все вверх и вверх. А, вот вроде бы стала получше, пошли вдоль хребта, но... Нам нужно на хребет. Что делать, лезем вверх без дороги, так как нужный поворот пропустили. Забираемся на хребтик, идем по нему. Кое-где появляется тропинка. На одном из привалов Люша решила поговорить с воронами, о чем нам не сказала. По хребтику идем недолго, до урочища Иванкова Поляна. Немного спускаемся и ставим лагерь под горой Фише. После обеда запланирована небольшая экскурсия, собственно на гору Фише и потом на Псиф. Сначала хотел остаться Илья, но в итоге в лагере сидели я и Дима. Ну как сидели ставили тент и собирали дрова. Хотя ставили тент это громко сказано. Сначала я долго ходила кругами, выискивая более менее ровное место. Вот хорошее, но на нем посередине пихта растет. Вот это ничего, но тут костер рядом, да и склон довольно крутой... Выбираю из всех зол меньшее место под висящим сухим стволом, зато почти ровное, и есть деревья, к которым удобно веревки привязать.

Вот мы с Димой справились с тентом, дровами, вот уже слышны голоса (смех Полины) возвращающейся группы, вот они нас окликают и... проходят мимо. Причем так конкретно идут вниз. Мы переглянулись и начали придумывать, почему они так сделали. Главной версией было то, что дольмены (обозначенные где-то здесь на карте) отражают и усиливают мой голос, приманивая тем самым нашу группу к себе. Зачем они это делают - об этом мы с Димой не подумали. Но что нам эти дольмены, мы лучше ужин сварим, а эти-то не пропадут, дорогу назад найдут. Так и вышло, и они правда пошли искать дольмены, и нашли их. Петрович даже зарядил на них волшебную палочку, правда потом она магическим образом оказалась у него за шиворотом. И вообще день у него сегодня не заладился: рюкзак порвался, Полина издевается, я сломала его каменную стенку от ветра, которую он старательно делал днем... Во всем виновата магия дольменов!

За ужином школьники начали обсуждать Великого Хана и похождения Марка Поло. А я предположила, что был не Великий Хан, а Великий Кан. И тут началось! Полина сказала, что все наши школьные каны нужно назвать именами ханов. С собой у нас было два, один стал Чингисханом, второй - Тохтамышем, за его ущербность. После чая продолжили чтение сказки про Симби. Кроме того, именно здесь Максим не захотел быть Маленьким Лесным Зверьком, на что Полина, не долго думая, выдала, что он теперь будет Большим Степным Деревом, то бишь баобабом. После этого Максим решил вообще не разговаривать со всеми и был предельно серьезен.

А ночью... А ночью кто-то ходил. Конечно, это была какая-то маленькая, ничтожная мышка, но шороху от нее было, как от кабана. Очень страшно.

Утром мы идем вниз, к дольменам. Они довольно гадкие, полуразрушенные, в одном кто-то устроил закладку немножко дров и ватник. Но Люша с таким видом рассказывала Диме про дольмены, что мы решили, что Дима иностранный турист, а Люша сотрудник местного заказника, специалист по экопросвещению.

Посмотрели на остатки дольменов, пошли дальше. Сначала шли по дороге, но она ушла куда-то совсем вниз, нам туда не нужно. Тогда Полина отыскала какую-то тропку, ориентирами на которой были заломанные веточки (и как она их разглядела?). Вышли по этой тропинке на еще одну дорогу, по которой забрались на хребет. Конечно, в какой-то момент эта дорога превратилась в тропинку, которая, в свою очередь, оставила от себя только нечеткие метки на деревьях, да и те были нечасто. Мы прошли перевалом Граничный, шли по странной тропе, метки которой были на деревьях только с одной стороны. Илья изображал из себя недовольного школьника: "Эти учителя ведут нас сквозь какие-то джунгли, да и вообще не знают, куда идти". Полдень. Полина с Люшей находят "столовую" (урочище Тозмазово тут же было переименовано в урочище Тохтамыша), мы обедаем и купаемся в речке. Петрович нашел ванночку, в которую можно прыгать с разбегу. Ну как, прыгаешь и становишься в воде по щиколотку. После обеда начинается подъем на гору Почепсуха. Начинается все мило, солнечная дорожка, лужи, потом начинается подъем. Все вверх и вверх, вверх и вверх... О, привал. Сверху спускается группа туристов. Они со школьниками, им нельзя проходить больше 8 километров в день (ха-ха). Полина разговаривает с ними, узнает подробно о Фанагорийской пещере, решает пойти туда. Продолжаем подъем. А на обочине дороги цветут крокусы, васильки, скабиоза...

Лес кончается, передо мной открывается пейзаж, который я где-то уже видела... Ах да, "Полина сказала, легкая прогулка по альпийским лугам". В ноябре 2010 года мы шли по хребту, дул жуткий ветер и так же с левой стороны была жухлая трава, с правой стороны кустарники. Под самой Почепсухой склад рюкзаков все отправились на вершину, делать групповую фотографию

Обходим Почепсуху траверсом. На тропинке растет много шиповника, я его собираю на ходу. Но тропинка заканчивается, точнее уходит вниз, идем по склону без тропинки. Петрович передо мной постоянно падает, а мне страшно падать, вниз можно хорошенечко укатиться. А еще этот шиповник, вытесняющий фотоаппарат из сумки...

Хребтик это прекрасно, но дело к вечеру, нужно искать воду. Полина ловко находит место, где нужно спускаться, и мы быстро приходим к милой речушке (один из истоков Большой Собачки), около которой куча стояночных мест. Теперь все делается автоматически: дрова, тент, костер, ужин. Жизнь прекрасна! И, конечно же, сказка от нашего африканского друга на ночь.

Опять утро. Подъем (в 7:30, между прочим, на рассвете), выползти из спальника, запихать его кое-как в чехол, доползти до реки, умыться, приползти обратно, выдать конфеты, пожевать сыру... Можно идти! Идем по еле заметной тропе (той, у которой метки с другой стороны деревьев), теряем метки, возвращаемся назад, находим следующую. А здесь, видимо, сошел сель, меток нет, ничего не понятно. Идем просто вниз по реке Чепси (скорее, по ее притоку, называемом туристами Адова Щель), и угадайте, где оказалась следующая метка? Правильно, над конкретной лесовозной дорогой. Эта дорога сделана на славу: в местах пересечения с речками стоят бетонный трубы, но все равно в некоторых местах ее размыло.

Обед устраиваем около одной из таких труб там у Петровича аквапарк. Идем дальше, пересекаем речку Чепси и довольно быстро поворачиваем на дорогу с огромной красной меткой и буквой "П". По этой дороге идем часа полтора, сворачиваем на милейшую тропинку: каждые 10 метров метки, тропа натоптана, идти одно удовольствие. Взбираемся на хребтик, любуемся цветущим барвинком. Спускаемся вниз к самой Фанагорийской пещере. Петрович с Максом не глядя пролетают вход в пещеру, но Полина вовремя останавливает их. Кидаем рюкзаки, достаем фонарики и входим в пещеру. Проход узкий, но можно идти в полный рост (главное, иногда смотреть не под ноги, а вперед, а то я два раза ударилась головой об один и тот же сталактит на входе и на выходе из пещеры). Сама пещера неразветвленная, по крайней мере в начале. Мы дошли до второго (а может и первого, не очень понятно) зала. Пытались с Люшей фотографировать в темноте, но мало чего получилось хорошо. А вообще, если никогда не был в обустроенных туристических пещерах, то эта выглядит очень мило.

Почти под самой пещерой есть прекрасное место стоянки, но его оккупировали какие-то мужики со "злокачественными напитками". Уходим от них вниз по реке в сторону Фанагорийского. Через несколько километров пересекаем реку и ставим лагерь в милом месте у небольшого притока (на карте там обозначен брод). Вечером варим много гречки и начинаем новую сказку под названием "Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь". Мы очень веселились, потому что Петрович был очень похож на главного героя этой книги. Дочитали примерно до середины, но тут сверху начало накрапывать. А мы что, спрятались под тент, нам тепло и сухо. Люша заодно спрятала и дрова, чтобы с утра развести костер без проблем. Дождь лил всю ночь. Только под утро он перестал, и это было прекрасно! Ведь под шум капель, падающих на тент, очень приятно спать.

Утро было хмуроватым, но вскоре показалось голубое небо. Дорога состоит из грязи и луж, идем в сапогах. Вспоминаем туристов, которые говорили, что от Фанагорийского до пещеры шли 7 часов. Придумываем разные причины, по которым они шли так долго. Главной, конечно, является грязь, которая липнет на турботы (настоящие туристы ведь не носят с собой сапог). По дороге сворачиваем к безымянному притоку, посмотреть на небольшие водопадики. Кроме этих водопадиков были еще мифические водопады на ручье Аюк, которые не нашли ни мы, ни те туристы. Когда шли вверх по Аюку, Полина со школьниками придумывали коэффициент адекватности человека, взяв за основные качества слабоумие и отвагу.

Так по дороге мы дошли до Фанагорийского. Нам с Люшей понравился указатель "киоск" в сторону урочища Поднависла. В Фанагорийском мы два часа ждали автобуса (он пришел в 14:10). Пообедали сухпайком, Петрович сделал себе десерт: взял крошку из сухарей, насыпал туда сахару и бегал очень довольный. Доехали до вокзала в Горячем Ключе, подождали электрички до Туапсе (в шесть с чем-то вечера). В это время мы бесились и разгадывали кроссворды. В электричке играли в кулачки, так что у нашей Рыбы (Бибы) рука распухла. В Туапсе не было автобусов, взяли такси. Доехали до поворота на скалу Киселева и пошли в сторону нашего места на мысу Кодош, где раньше проводилась практика в марте. Но до самого места мы не дошли, там построили охраняемую газовую вышку и пройти нельзя. Делать нечего, повернули назад, пошли на скалу Киселева. Растянули тент поперек тропинки, хоть к воде милая дорожка ведет, и на том спасибо.

Утром мы прогулялись вниз по ручью к морю, Петрович там искупался ("Утонешь домой не приходи!"), а мы его фотографировали. Потом забрались на скалу Киселева, посмотрели оттуда во все стороны и поехали на такси к вокзалу. Поскольку у нас таки оставалось время, мы оставили Полину и Диму с рюкзаками, а все остальные пошли на рынок. Я и Люша занимались покупкой еды в поезд. Главным нашим приобретением был ящик хурмы, которая светилась на солнце, мимо которого мы три раза прошли, а на четвертый не смогли. Спокойно загрузились в поезд, где к Полине сразу пристал какой-то дяденька, который хотел узнать, как мы ходили. Полина достала карту, все показала, а он старательно все записал. Ну а дальше неинтересно, вроде в поезде ничего сверхъестественного не произошло.