Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

1–10 мая 2014 года

П. Волкова

Сказка и стенгазета

Зональная ботаническая практика для 9 класса (8 человек). Старшие: Полина Волкова, Люда Абрамова, Юра Копылов-Гуськов и одинадцатиклассница Женя Копылова-Гуськова.

В ночь с 30 апреля на 1 мая выехали из Москвы, рано утром 2 мая прибыли в Новороссийск. Тут же загрузились в две нанятые машины и доехали до Марьиной Рощи (пригород Геленджика). Под сильным дождем стали взбираться на хребет Мархотх, периодически теряя тропинку. Растительность типичная для нагорных степей, все цветет -- вот бы походить здесь в более мирных условиях. Потом вроде бы выбрались на обозначенную на карте дорогу, но она быстро затерялась в лесу. Стали траверсировать склон, лавируя среди кустарников, видели цветущие тюльпаны. Наконец, вылезли в русло пересохшего ручья, перекусили и вскоре вышли по тропинке на новую щебнистую дорогу. Продолжили подъем по ней и быстро оказались на хребте. Дождь перестал, вокруг густой туман. Часть народу осталась кипятить воду для обеда, а мы пошли по хребту на юг, на доминирующую высоту -- гору Плоская (762,4 м). На самом хребте растения уже не такие интересные, просто зеленый лужок. На вершине горы в тумане угадывалась вышка типа военной, заключенная в какую-то каменную крепость с колючей проволокой. Вернулись, нашли дорогу вниз, пообедали, спустились к перевалу Бабича, а оттуда -- по хребту Шпальный к реке Адерба. Выглянуло солнце. Мы с трудом нашли место для лагеря в щели Буковой, хоть как-то укрытое от множества мото- и квадроциклистов. Вечером начали читать книжку "Вверх по лестнице, идущей вниз", откуда почерпнули несколько важных цитат ("эпидемия огорчительных явлений", "дисфункция самооценки от чрезмерной тучности", "Привет, училка! -- Привет, зубрилка!").

На следующий день погода была прекрасной. Я осталась в лагере, а все остальные поднялись на Главный Кавказский Хребет к подножью горы Чубатой, потом покорили гору Крестовая, увидели оттуда карусель над Геленджиком и спустились по щели Вербовая. Ни одного из двух обозначенных на карте родников на хребте не обнаружили.

Четвертого мая (как и в следующие дни) в лагере остался Юра с некоторыми школьниками. Погода опять была ясная. Мы пошли вверх по реке Адерба, предприняли несколько безуспешных попыток найти дорогу к горе Лысой от перевала Бабича и в итоге просто пошли по дороге вниз по реке Скобидо. За пару часов мы заметно приблизились к станице Шапсугская, перешли реку по дороге недалеко от ее устья и после обеда и купания отправились по проторенным туристическим тропам вдоль грязевого ручья к знаменитому грязевому вулкану. Этот вулкан представлял собой большую лужу светло-серой грязи, из центра которой поднимались пузырьки горючего газа. Впечатление -- не очень. Оттуда мы направились к дольмену за загородкой, которую мы перелезли под сердитые окрики охранников, а потом -- к так называемой "мастерской дольменов" (группе скал, отдаленно напоминающих части дольменов). На этом участке пути нас преследовала стайка тетенек курортного вида с криками "У них есть карта и компас, они знают, куда идти!". Затем мы по дороге наперегонки с квадроциклами поднялись круто вверх на хребет к горе Лысая, а потом дальше к уже проверенному спуску от горы Чубатая в наш лагерь.

На следующий день мы встали пораньше, собрались и пошли вниз по реке Адерба в поселок Адербиевка. Дул подозрительно теплый ветер. Из Адербиевки на заказанном автобусе мы за несколько часов доехали до пос. Большое Псеушхо, тут, конечно, пошел дождь. Мы долго лезли вверх по не без труда найденной тропе вдоль речки Тыгбо, затем перевалили в долину реки Малая Наужи, и, миновав дольмен, дошли до места стоянки выше устья реки Джако. К тому времени дождь прекратился.

Шестого мая мы вернулись по тропе до развилки и спустились к нежилой пасеке на реке Малая Наужи, которую можно было перейти только по бревну. Затем мы поднялись без тропы южнее скал Псеченах, обнаружив хорошо сохранившиеся дольмены недалеко от ручья на хребте (N 44.07686 E 39.41577). Затем мы вылезли на таинственное плоское место и по пихтовому лесу вышли на край каких-то еще скал, обрывающихся в лавровишню и туман. На гору Псегеф решили не лезть -- все равно ничего не видно. Обогнули один ее отрог и по следующему спустились в ручей Джако, а оттуда через хребет -- прямо в лагерь. К вечеру разъяснилось, и мы увидели гору Лысая.

На следующий день мы по расчищенной тропе всего за пару часов поднялись на Главный Кавказский хребет и из ясного теплого утра попали в туманный ветренный день. Видимость была не дальше цветов под ногами -- пролесок и кандыков на северном снежном склоне и анемон с примулами на южном. Так и брели мы на север, с трудом отыскивая если не тропу, то хоть безопасное направление. Не сразу развели костер у замусоренного навеса и, немного согревшись, спустились по тропе под вершиной горы Лысая (облака остались сверху). Некоторое время мы шли без тропы среди необъятных пихт и буков, а потом по сложной системе лесовозных дорог спустились к левому рукаву Малой Наужи и вдоль него -- к подножью хребта Пшенахо. Там мы оставили уходящую наверх дорогу и пришли к месту стоянки прямо по ручью.

Восьмого мая мы встали пораньше, вернулись по тропе к поселку Большое Псеушхо (это получилось гораздо быстрее, чем путь туда) и поставили лагерь на слиянии рукавов ручья Пчияк. Мы с Людой, Никитой и Димой ("две ведьмы и две рыбы") поднялись после обеда на гору Большое Псеушхо (Пеус), где наконец-то насладились горными видами. Заметили пробегавшую по горному лугу косулю, а в это время мимо нашего лагеря, по рассказам очевидцев, проходил медведь.

Девятого мая в первой половине дня школьники готовились к зачету, а кто-то его и сдал. Потом мы вернулись в Большое Псеушхо. Во время перехода не обошлось без традиционного дождя. Ожидание автобуса было скрашено поеданием сыра местного производства и омрачено общением с подвыпившими персонажами также местного производства. Неподалеку от остановки мы сделали групповую фотографию на фоне горы Пеус. В Туапсе мы успели пару часов погулять по праздничному городу и вечером загрузились в поезд. Меньше чем через сутки мы были уже в Москве.