Флористические находки на Терском берегу Белого моря (от Варзуги до Сосновки)

Л.А. Абрамова, П.А. Волкова

Волкова П.А., Абрамова Л.А. Флористические находки на Терском берегу Белого моря (от Варзуги до Сосновки) // Материалы Беломорской экспедиции Московской Гимназии на Юго-Западе. Вып. 6 [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://herba.msu.ru/shipunov/belomor/2006/flora/tersky.htm

Volkova P.A., Abramova L.A. Floristic findings on the Tersky seashore of the White sea // The materials of the White Sea Expedition of Moscow South-West High School. Vol. 6 [Electronic resourse]. 2006. Mode of access: http://herba.msu.ru/shipunov/belomor/2006/flora/tersky.htm [in Russian]

[Стенд]

Ботанические исследования на Кольском полуострове ведутся с середины 18 века, и флора этого района считается достаточно хорошо изученной. Терский берег является уникальным в природном и историческом отношении районом Кольского полуострова, поскольку здесь сохранились обширные участки естественных ландшафтов, слабо преобразованных человеком. На территории района располагаются природоохранные территории (ПТ) различного статуса общей площадью около 6% от площади района. Эта территория многократно посещалась ботаниками (Hulten, 1950; Флора…, 1953-1966; Раменская, Андреева, 1982).

В последнее время флористические исследования западной (наиболее доступной) части Терского берега возобновились в связи с проектированием новых ПТ. Результаты флористических исследований западной части Терского берега (Терский район Мурманской обл.) были дополнены и обобщены в рамках проекта Центра Охраны Дикой Природы (ЦОДП) "Терский берег" (Список..., 2000). В 2000-2002 годах проводилось флористическое исследование среднего Терского берега (Ковальский, 2002).

Несмотря на кажущуюся флористическую изученность Терского берега, во время пешего похода по берегу моря от дер. Кузомень до пос. Сосновка мы смогли сделать довольно много дополнений к имеющимся спискам флоры, хотя флористические исследования и не являлись прямой целью нашего похода. Основная часть нашего маршрута пролегала вдоль берега моря, также были совершены выходы на Паргамеевские кейвы, ряд небольших озер и в верховья ручья Лиходеевский (общая протяженность маршрута около 250 км). По мере продвижения мы отмечали все встреченные растения, в случае необходимости производили гербарные сборы, которые сданы в гербарий Московского университета (MW). За период исследования (с 12 по 28 августа 2006 года) нами было отмечено 322 вида сосудистых растений. Полный флористический список можно найти на сайте Беломорской экспедиции Московской Гимназии на Юго‑западе №1543). Ниже мы приводим лишь дополнения к известным ранее данным по флоре Терского берега Белого моря.

Часть наших находок сделана в восточной части Терского берега (Ловозерский район Мурманской обл.), что, вероятно, объясняется слабой флористической изученностью этой своеобразной в геоморфологическом отношении территории. Западная и средняя часть Терского берега представляют собой слабовсхолмленную приморскую равнину с незначительными скальными выходами, тогда как в восточной части Терского берега выходов материнской породы становится заметно больше, приморская равнина резко возвышается над уровнем моря, реки образуют каньоны. Эти различия объясняют появление группы скальных видов, не встречающихся в западной части Терского берега. К таким видам относятся: Dendranthema hultenii (A. et D. Love) Tzvel. – найдена нами на берегу длинного и узкого морского залива в двух километрах к югу от пос. Сосновка; Saxifraga cernua L. и Viola biflora L.– западный берег губы Б. Бабья, скалы восточной экспозиции, в расщелине. Также появляются виды, характерные для каменистых и щебнистых тундр, которые преобладают в горных районах (Хибины) и в северных районах (например, окрестности пос. Дальние Зеленцы) Мурманской области – Thalictrum alpinum L. и Luzula parviflora (Ehrh.) Desv. В подболоченной каменистой тундре в одном километре к юго-западу от урочища Южные Рвы на берегу ручья Рвовский нами был найден достаточно редкий вид – Polygonum bistorta L. По-видимому, это одна из самых южных находок этого вида на побережье Кольского полуострова (Hulten, 1950).

Интересно, что много дополнений и уточнений было сделано и для флоры подробно исследовавшихся ранее участков Терского берега. В песчаном устье засоленного ручья в 5 км к востоку-юго-востоку от пос. Усть-Варзуга нами был отмечен Blysmus rufus (Huds.) Link. Этот достаточно распространенный на Карельском берегу Белого моря вид на Терском берегу встречается не так часто. Ранее Blysmus rufus был отмечен в работе С. Ковальского (2002) для окрестностей пос. Чаваньга, а до этого в Мурманской области был известен только из окрестностей г. Кандалакша. Кроме блисмуса на приморских участках по берегам ручьев совместно с обычными «маршевыми» видами массово произрастают Eleocharis quinqueflora (Hartm.) O. Schwartz, Carex subspathacea Wormsk. ex Hornem., Carex mackenziei Krecz., ранее отмеченные только для окрестностей пос. Чаваньга (Ковальский, 2002).

Еще один редкий вид – Scirpus tabernaemontanii C.C. Gmel. – найден нами в 2 км к северо-западу от дер. Тетрино в устье засоленного ручья. Этот вид ранее отмечался на южном побережье Кольского полуострова. Предполагается, что Scirpus tabernaemontanii был занесен с противоположного берега Белого моря, и в настоящее время, по-видимому, распространяется по Терскому берегу (Ковальский, 2002).

На всем протяжении Терского берега на песчаных пляжах и в зоне супралиторали массово произрастает Cakile maritima Scop. Ранее этот вид указывался только для окрестностей пос. Чаваньга как редкое растение (Ковальский, 2002). Массовым видом морских побережий и песчаных наносов является Leymus arenarius (L.) Hochst. Совместно с этим видом произрастает его гибрид с пыреем – ×Leymotrigia bergrothii (Lindb. f.) Tzvel. На приморских лугах в восточной части побережья появляется Pedicularis verticillata L.

Среди отмеченных нами для данного района новых растений достаточно много водных видов. В различных типах водоемов (подболоченые ручьи, лужи, старицы рек) были обнаружены три вида пузырчаток: Utricularia intermedia Hayne, U. minor L., и U. vulgaris L. Вместе с пузырчатками произрастают два вида урути: Myriophillum alterniflorum DC и M. spicatum L., отмеченные для окрестностей Чаваньги, но встречающиеся и восточнее (Ковальский, 2002). В малых озерках и засоленных ручьях найдены два вида рдеста: Potamogeton filiformis Pers., и P. pectinatus L. (средняя часть старицы р. Чапомка близ ее устья, на илу в воде). В олиготрофных озерах с песчано-каменистым дном довольно часто встречается Isoetes lacustris L.

В восточной части Терского берега при удалении от моря приморские пустоши сменяются болотами. Встречаются и болота аапа-типа с мочажинами. На них нередко можно встретить Carex capillaris L. и Carex livida (Wahlenb.) Willd. Интересна находка Juncus stygius L. на торфяном болоте в среднем течении руч. Лиходеевский. Это одно из самых восточных местонахождений вида на территории Кольского полуострова (Hulten, 1950; Ковальский, 2002).

На Терском берегу в настоящее время активно развивается туризм, а это неизбежно ведет к появлению заносных видов растений. Нередко на дорогах мы отмечали Plantago major L., ранее лишь однократно обнаруженный в окрестностях Чаваньги (Ковальский, 2002). На дорогах также произрастают такие заносные виды как Alopecurus geniculatus L., Matricaria matricarioides (Less.) Porter, Veronica serpyllifolia L. и другие.

Все вышеперечисленные виды отсутствуют в итоговом флористическом списке, подготовленном ЦОДП в рамках проекта "Терский берег" (Список..., 2000). Многие наши находки позволяют существенно дополнить имеющуюся информацию по флоре района (Hulten, 1950; Флора…, 1953-1966; Раменская, Андреева, 1982; Ковальский, 2002), хотя мы и не проводили специальных флористических изысканий. Таким образом, наши результаты свидетельствуют о существенной неполноте опубликованных сведений о флоре Терского берега. Существует три возможных причины этого феномена: (1) неблагоприятные условия вегетации в годы предшествующих исследований, (2) активное появление новых видов, (3) просмотр многих видов из-за недостаточной систематичности полевых исследований. Первая гипотеза маловероятна, так как все имеющиеся публикации основаны на многолетних флористических исследованиях. Нам представляется, что в нашем случае справедливы вторая и третья гипотезы. Можно предположить, что флора района существенно обогатилась за счет заносных видов за 30-50 лет, прошедших со времени последних систематических исследований (Hulten, 1950; Флора…, 1953-1966; Раменская, Андреева, 1982), а современные исследования (Список..., 2000; Ковальский, 2002) были не достаточно систематичными для выявления произошедших изменений. В пользу второй гипотезы свидетельствует не только обнаружение новых видов, но и существенное увеличение обилия ранее отмеченных видов (Isoetes lacustris, Leymus arenarius и многие другие). В пользу третьей гипотезы свидетельствует большая доля макрофитов среди отмеченных впервые для территории видов, поскольку хорошо известно, что водные растения легко просматриваются, если не прикладывать специальных усилий для их обнаружения.

Нельзя не обратить внимания на схему плотности произрастания редких видов (Список..., 2000). Согласно этой схеме, наибольшая концентрация редких видов наблюдается в окрестностях населенных пунктов. Конечно, этот факт можно объяснить тем, что большинство редких для района видов являются заносными растениями. Однако нам представляется, что труднодоступные территории, находящиеся в отдалении от населенных пунктов, не были изучены должным образом, чем и обуславливается низкая плотность редких видов на них. Интересно, что подобная схема приводится как доказательство необходимости создания новых ПТ. Хотя при концентрации редких видов вокруг населенных пунктов самой действенной мерой для их сохранения будет наиболее полное хозяйственное освоение территории с возникновением новых населенных пунктов. Во избежание появления подобных курьезов мы подчеркиваем необходимость тщательного изучения современного состояния флоры Терского берега.

Мы благодарим Я.В. Косенко за помощь на полевом этапе работы.

Литература

Ковальский С.В. Флора сосудистых растений Среднего Терского берега Кольского полуострова и ее место в фитогеографическом районировании севера Европейской России: Дипломная работа. М., 2002

Раменская М.Л., Андреева В.Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. Л., Наука, 1982. 435 с.

Список сосудистых растений Терского берега // Эколого-экономическое обоснование особо охраняемых природных территорий в Терском районе Мурманской области. Отв. исп. И.В. Зайцева. КНЦ РАН,  Институт проблем промышленной экологии Севера. Апатиты. 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.biodiversity.ru/kola/html/tersky/tersky.html

Флора Мурманской области. Вып.1: М-Л., изд-во АН СССР, 1953. Вып.2: изд-во АН СССР, 1954. Вып.3: изд-во АН СССР, 1956. Вып.4: изд-во АН СССР, 1959. Вып.5: изд-во АН СССР, 1966.

Hulten E. Atlas över växternas utbredning I norden. Stockholm: Gener. Litofraf. abstalts förlag. 1950. 512 p.

Главная Общая информация Карты Фото Фольклор Острова Озера Флора Фауна