Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Д. Захарченко

Стенгазета

Начало

Было морозно. Ну, как морозно, всего лишь -10. С утра я беру рюкзак и еду на вокзал. Там уже достаточно народу: школьники стоят несколько поодаль от табло, под ним стоят Полина и Сергей Менделевич. Последний выглядит как какой-то школьник, у которого слишком заботливая мама: в двух куртках, в трех капюшонах. И еще говорит, что ему нежарко. Полина, как обычно перед поездом, размахивает свежекупленными газетами. К нам подходит папа Маши Хасиной (она заболела и не поехала), передает нам общественную еду и топор, который попадает ко мне в рюкзак. Мы без приключений садимся в поезд и едем на мартовскую биологическую практику на Кавказ.

Лирическое отступление

Эта практика – первая для восьмого класса (не считая майского выезда). С погодой как повезет: бывают солнечные, теплые дни, а бывают мерзкие, когда с неба льется вода. Каждый день проходят экскурсии для школьников: идет преподаватель, находит новое растение, показывает его, рассказывая основные черты. Восьмиклассники записывают это и собирают гербарий. В конце практики, обычно уже в поезде, проходит зачет. Кроме того, в начале практики рассказывают про историю Кавказа, а в конце совершается поход в ботсад.

В этом году ехало 14 восьмиклассников, двое старших школьников (Таня Сухова и я) и четверо взрослых (Сергей Менделевич, Люша, Полина и Даша).

В поезде все развлекается, кто как может. Кто-то читает, кто-то уже учит признаки семейств, кто-то раскрашивает детские раскраски тремя цветами. Можно еще поразгадывать кроссворды и судоку, но, конечно же, еще можно поесть. В поезде всегда можно много чего интересного найти... Вот вы когда-нибудь ели свежезамороженный окорок с ледника? А я ела. Полина нашла холодильник в поезде, но не подумала, что за окном отрицательная температура. Потом, с помощью Люши и ножа Сергея Менделевича мы получили строганину.

Постановка лагеря

Когда мы приехали, было еще темно. Мы наняли маршрутку и доехали до начала тропы на Агурские водопады. В этом месте мы стоим лагерем уже третий год.

Кстати, оглядимся вокруг: какие-то домики, пальмы, орел... Ничего не замечаете? Ну, посмотрите внимательней: все в снегу. Тропа покрыта льдом, идти по ней страшновато. Но что поделаешь, назад дороги нет.

Дойдя до места лагеря, мы начинаем окапываться. Для каждой палатки в снегу прорывается дырка до земли, кто свободен, откапывает кострище.

Дрова. Обычно школьники умудряются найти мокрые дрова даже в совершенно сухом лесу, что уж говорить про лес, в котором снегу по пояс. Но нет, практически все принесенные ветки сухие.

На подходе к месту стоянки Полина увидела хорошее сухое дерево и сразу отослала к нему Люшу с мальчиками. Они его пилили-пилили, тащили-тащили, но речку не смогли перейти. Эти бревна были сухими, но очень тяжелыми. Как-то их подкатили к костру и оставили.

Первая лекция, за ней следует первая экскурсия. Меня с Полиной Сергей Менделевич оставил в лагере, чтобы мы его дообустроили. Мы тент немножко подтянули, и давай бревна пилить. А они большие – наверное, в полтора моих обхвата! Пилятся хорошо, но долго. То, что отпилили, Полина пыталась раскалывать, то, что не получалось – бросали в костер.

Пришел Сергей Менделевич со своей группой, а мы только-только допилили последнее бревно. Но нам же еще нужно бревна под сидение принести, поэтому мы пошли их искать. Тут уже пришли остальные группы.

Вдруг слышен громкий писк. Из бревна, лежащего в костре, вылезает... летучая мышь! Как она умудрилась оставаться в спячке, когда ее дерево пилили, катили, тащили через речку, потом опять пилили... Непонятно.

Восхождение в снегу

Итак, первая экскурсия на целый день. Мы должны подняться на Ахун, затем спуститься с него в тисо-самшитовую рощу и вернуться в лагерь. Казалось бы, чего тут сложного? Но все не так просто...

Мы начали восхождение, и застряли в снегу. Да, конечно, кто-то спускался с Ахуна, но это был один человек, да и то, видно, сумасшедший. По следам видно, что проваливался он примерно по пояс.

Ну ладно, взойти-то мы взошли, а дальше что? Не спускаться же опять в снег. Поэтому мы залезли на смотровую башню (за посещение которой в прошлом году с нас хотели взять миллион килобаксов), посмотрели, что снег лежит почти до моря и стали спускаться по дороге. Нам предложили покататься с "самой лучшей в Сочи горки", но мы отказались.

На спуске Маша Кобаненко начала махать какой-то машине. Полина на нее накинулась мол, что это она незнакомым машет? А это оказались родители этой девочки. Они потом к нам и в лагерь приходили...

Спустившись, мы наняли маршрутку и поехали в Хосту. Там есть продолжение той тисо-самшитовой рощи, в которую мы побоялись спускаться. Там, правда, деньги требуют, но что поделаешь...

Малый-большой круг

Идем мы себе по этой роще, по бетонной дорожке и видим тропинку, уводящую в глубь леса, там написано "Малый круг, выход". Мы решили, раз малый круг, значит, мы быстрее по нему пройдем. А то что нам идти по бетонке – меньше растений увидим. А эта тропа сделана очень хорошо, но недавно, это видно по каким-то мелким недоделкам, по оставленным инструментам. Есть пещера, родник, тис, сосульки... В общем, все, что нужно, мы там увидели. Но мы все идем и идем, а конца все нет. Нам стало интересно, почему же тогда это малый круг, если он больше, чем большой? Мы встретили рабочих, делающих эту тропу, четверо нам сказали, что мы уже почти дошли, а двое спрашивали, кто нас сюда вообще пустил, ведь тропа еще не доделана. Мы вышли и, конечно же, увидели табличку: "Большой круг, проход закрыт, опасно для жизни". Мы посмеялись и вернулись к маршрутке, поехали к лагерю.

Радио "Барановка"

На следующий день мы решили поехать в Барановку, надеясь на то, что там нет снега. Для этого нужно было встать с утра, без завтрака дойти до электрички, доехать до Дагомыса и пересесть там на автобус. В Дагомысе Полина купила булочки и кефир – наш завтрак. В Барановке нам нужно пробыть не очень долго, чтобы успеть на обратный автобус и обратную электричку. Мы прошли совсем немного и вернулись назад на остановку. Там, чтобы развлекать нас, Люша говорила все, что видела. Это и было то самое радио.

В Дагомысе мы пообедали, покормили собачку, школьники поприводили в порядок свои гербарии.

Хочу тропа здоровья!

Когда мы приехали в Мацесту, было еще рано. Поэтому, Полина, еще не проснувшись после электрички, закапризничала: "Хочу тропа здоровья!". Сергей Менделевич, тоже видимо не проснувшийся, отпустил ее и меня на эту тропу.

Тропа вначале очень мила, много цветущих растений, которые мы еще не видели (трахистемон восточный, окопник крымский...). Она идет вдоль моря, можно к нему выйти, а можно выйти на дорогу. Но в конце ты уже идешь между заборами санаториев, мимо помойки. Заканчивается в пригороде Сочи. Оттуда мы доехали на маршрутке до нашего поворота, дальше пошли пешком.

Ботсад

Опять с утра идти на электричку!.. Опять не завтракать!.. Погода ужасна, идет дождь, тропа вся в лужах, куртка мокрая... В электричке тепло, оттуда не хочется выходить, но нужно.

Мы едем в "Белые ночи". Там достаточно большой ботсад, по которому можно походить бесплатно, в отличие от ботсада в Адлере. В прошлом году экскурсию вел основатель сада Ю.Н. Карпун. В этом году он не смог прийти и прислал какого-то лаборанта, который рассказал очень быстро и не останавливался у растений, поэтому никто ничего не услышал. После этого Люша сама рассказала про историю сада, еще раз показала растения. Именно из-за этого мы не успели съездить посмотреть на дольмен. Поэтому мы опять сидели в Дагомысе.

Опять тропа здоровья. Сергею Менделевичу быстро надоело по ней идти, и мы отправились к дороге, чтобы доехать на маршрутке до нашей тропы. Вообще-то можно было сесть на любую другую маршрутку и доехать до поворота, оттуда идти в целом не так долго. Но мы дождались часа пик и не смогли вообще сесть в маршрутку, поэтому мы пошли пешком. Вернулись довольно рано, а там…

Компот из сухофруктов

Мы пришли, а там компот. Поскольку у нас не было нескольких завтраков, оставалось достаточно много сухофруктов, и Полина, оставленная в лагере, сварила из них компот. Также они сварили сгущенку (которую я почему-то так и не попробовала). В общем они развлекались как могли. Насобирали дров, школьники пособирали растений…

В речке стало больше воды, потому что снег почти стаял. Некоторые школьники додумались не пойти туда, а идти в обход, а некоторые залили свои сапоги…

Пряничная обувка

Поскольку Полина оставалась в лагере, одна девочка попросила поменяться с ней сапогами (у нее они были очень неудобные). Полина не хотела этого делать, потому что знала, чем это обычно кончается. Но, в конце концов, она уступила и отдала свои сапоги на растерзание.

Девочка затопила сапоги как раз в этой раздувшейся реке. Правда, она додумалась набить их чем-то, поэтому они были не настолько уж и мокрыми.

Песни у костра

Конечно же, вечерним развлечением является пение у костра. В это время, в общем-то, делать больше нечего: темно, страшно, а не у костра холодно. Вообще очень странно было сидеть там. Вроде бы и очень жарко, обычная весенняя практика, везде грязь, а вокруг-то снег…

День отъезда

Мы встали с утра и начали собирать лагерь. За нами к началу тропы должен был приехать автобус, правда, он немножко в пробке постоял, поэтому опоздал. Вообще пробки в Сочи – опасная вещь.

Пока мы были на практике, весь снег уже растаял. Вот опять мы стоим у орла, а он смотрит на нас уже без снега на голове.

Мы кинули вещи на вокзале и пошли на рынок, за едой в поезд. Купили 10 кг мандаринов!

Полина и Люша нас покидали в этот день. Они ехали на поезде "from Adler, to Tuapse" (так на табло было написано). Из Туапсе они ехали в Абхазию собирать примулу.

Поезд

В поезде, как обычно, восьмиклассники сдают зачет. Все сидят с гербариями, учат, волнуются, становятся радостными, когда сдадут… Так закончилась практика на Кавказе.