Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Плато Лагонаки и около

05-13 ноября 2006 г.

Л. Абрамова

В этот год поездки от гимназии не проводилось, и инициативной группой было принято решение отправиться на плато Лагонаки в район Фишта. Итоговый состав группы сформировался непосредственно перед отъездом, в нее входили Люша Абрамова, Даша Селиванова, Костя Астафьев и Лена Астафьева.

В ночь с 6 на 7 ноября мы приехали на станцию Ходыженск (недалеко от Майкопа) и затем отправились в поселок Черниговское. Погода шепчет: льет проливной дождь и дует очень сильный ветер, надеемся на то, что все это добро пронесет за ночь мимо нас. Водители усердно отговаривают от задуманного. В поселке мы находим лесовозную станцию и остаток ночи коротаем в ожидании светлого времени. Местные жители рассказывают как, когда, сколько и почему замерзло человек на плато Лагонаки. Однако нас это ни сколько не смущает и мы смело отправляемся навстречу непогоде к горам. Нам предстоит преодолеть около 30 километров по лесовозной дороге. Начало оказалось совсем не таким ужасным, как предсказывали местные, выглянуло солнце, дождь прекратился, и даже температура приближалась к нормальной южной. Через некоторое время начал попадаться первый снег. Вскоре нас подобрали рабочие, и мы отправились на лесовозах к плато. Лесовозы были настроены очень оптимистично в отличие от местных (которые усиленно отговаривали нас) и предлагали отправиться с ними обратно, если нам там не понравится. Основная лесовозная дорога проходит сейчас вдоль реки Цица, а в верховьях поворачивает вокруг Лагонаки, объезжая его справа. Попутно мы узнали, что дорогу лесовозную проложили уже практически до руч. Водопадный. Точнее от последней делянки до Водопадного есть волок, а скоро будет и дорога. Что в преддверии Олимпиады по этой лесовозной дороге предполагается положить асфальт и тогда добирание будет совсем легким. Что на Лагонаки можно заехать на автобусе с другой стороны (но это, конечно, неинтересно). Что в районе Водопадного строится подъемник и какие-то постройки к Олимпиаде, по другой версии, Путин что-то строит, там охрана, и могут вообще не пустить. Кроме этого мы узнали, что на последнем месте, где живет пастух сейчас 1.5 м снега, причем выпал он за последние 3 дня.

Примерно около руч. Серебрянка снег уже лежит равномерно везде и не тает, при этом дождь, который начался внизу, уже превратился в очень мокрый снег. Чем дальше, тем больше. Наконец нам пора вылезать, лесовозы едут дальше направо, а нам надо на руч. Пограничный, там сейчас живут охотники. В принципе в той стороне также работают лесорубы, как раз в районе Водопадного. Дорога совершенно отвратительна, снегу примерно по колено, но он очень мокрый, под ногами течет вода, а в колеях накопились уже достаточно большие лужи. Проехал пустой лесовоз, и вот мы уже трясемся на большой высоте, посреди пустого лесовоза, на поворотах рискуя свалиться в ущелье. Все деревья засыпаны снегом, он продолжает усиленно падать, и конца этому не видно.

Добрались до охотников, выяснили, что теоретически можно пройти еще немного выше до следующего домика. Он стоит уже на границе леса и лугов, и оттуда видно плато. Однако сами они там были до этого снегопада и не решались куда-либо идти, пока снег не прекратится. Еще мы выяснили, что все плато засыпано снегом в диком количестве, и идти через него противно. А что делается в районе Хуко, через который нам надо было пройти, они даже не могут представить. После некоторого раздумья было принято решение не мучаться по уши в снегу, а провести это время более культурно и познавательно. Поэтому мы снова вышли на лесовозку и теперь уже двинулись по ней вниз. Через некоторое время мы оказались в поселке, после непродолжительной, но стремительной поездки на лесовозах. Вообще они гоняют по горной дороге на каких-то диких скоростях, при том, что разъехаться двум машинам практически негде, вся дорога в мокром снегу, кроме этого идет дождь и снег. После этого мы сели в Ходыженске на электричку и вечером оказались в Туапсе.

Погуляли в районе Туапсе, сходили в Агой. В основном шел дождь, иногда он прекращался, и тогда выходило ненадолго солнце. После уехали в Сочи, отметив по дороге командировку в Белых ночах.

Приехали в Сочинское географическое общество. Обнаружили в нем группу московских спелеологов, которые ходили в пещеры Абхазии. После непродолжительного отдыха отправились в Адлеровский дендрарий. Был первый и единственный полностью солнечный день.

В последний день отправились гулять вверх по реке Агура, взяв в компанию одного из спелеологов. Наконец-то дошли до Орлиных скал (правда Костик и Ленка отправились в обратный путь до подъема на скалы, поскольку их поезд уходил раньше). Все время идет противный дождь, но это нас нисколько не смущает. Вернувшись в Географическое общество, сушимся у камина под звуки проигрывателя и отправляемся в Сочи на поезд сражаться с украинскими таможнями.