Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе
О практиках Наука Фотографии

Новопрохладное – река Куна – гора Корыто – гора Асбестная – массив Малого и Большого Тхача – река Сахрай – Новопрохладное

1 – 9 ноября 2014 года

М. Иванова

Стенгазета

01 ноября

Мы сели на поезд Москва-Владикавказ в субботу вечером. Нам предстояло ехать до Армавира чуть больше суток. Рядом с моим местом ехала старенькая бабушка. По всей видимости, она решила, что мы детский лагерь, так как в 11 часов вечера она села на своё место и пропела: «Спать, спать по палатам, пионерам и вожатым.».Она и дальше пыталась нас воспитывать, но у неё из этого мало что получалось: мы только смеялись над ней.

03 ноября

В половину второго ночи мы приехали в Армавир. Бабушка выходила вместе с нами. Мы решили, что она решила взяться за наше воспитание, быстро покинули платформу и пошли туда, где нас ждали две маршрутки. Весь день мы должны были идти, поэтому ещё в поезде Полина сказала, что единственная возможность выжить — это спать в поезде, а потом в маршрутке. Но нам с Лизой долго не удавалось уснуть, и мы постоянно перемещались на сиденьях (так проявлялись наши "сложные отношения").

Через три часа езды по не очень ровной дороге мы, наконец, приехали в посёлок Новопрохладное. Было ещё темно, поэтому Полина всем сказала одеть свои налобные фонарики, но у меня был только карманный, который я засунула под шапку, чтобы это выглядело так, будто бы у меня самый обычный налобник. Было очень холодно, дорога вела куда-то вверх и я уже начала расстраиваться, что поехала на этот Кавказ, но вскоре рассвело, я смогла убрать фонарик и больше не думать о том, чтобы не наклонять голову (фонарик постоянно выпадал), и настроение как-то улучшилось. Стало заметно, что вокруг лежит снег, и весь пейзаж походил на зимнюю сказку. От солнечных лучей глиняная дорога, ведущая вдоль реки Куна, стала вязкой и всё больше и больше засасывала сапоги. Такие типичные для Кавказа лесовозные дороги еще в 2008 году стали называть "ква-ква-дром".

Через несколько часов начался достаточно крутой подъём вверх по твёрдой, но узкой тропинке. Мне это было гораздо легче, чем идти по жидкой глине, но некоторые начали отставать, и их приходилось ждать. На одном из таких привалов почему-то решили, что я похожа на эвенкийскую девушку.

Я долго не могла понять почему ёлки, образующие здесь лес, такие странные, но потом догадалась, что это пихты. К обеду мы добрались до балагана «Корыто» (называемого еще "Юбилейный") возле которого и отобедали. Почему-то возле него невозможно было найти дров, но в конце концов костёр всё-таки разожгли. Полина, в утешение уставшим, сказала что больше таких крутых подъёмов не будет. Но всего через несколько сот метров от нашей стоянки, конечно же, начался крутой подъём. Когда я, наконец, добралась до вершины, на которой уже сидела часть нашей группы, то решила, что больше отставать нельзя и, вроде бы, мне это удавалось. Мы встретили две группы туристов: большую и маленькую, идущих в противоположную сторону. В половине пятого вечера мы добрались до балагана Шестакова, в котором собирались переночевать. Балаган — это такой небольшой домик, сколоченный из толстых брёвен с нарами и столом. Пока Полина готовила ужин, Василиса начала читать книжку под названием «Школа в Кармартене». Поев и попев песни под гитару Надежды Сергеевны, все легли спать: кто на нарах, а кому не хватило там места — на полу. Все последующие вечера проходили точно так же.

04 ноября

Во второй день нашего похода изначально планировалось перейти в другой балаган, но вечером почему-то решили остаться в этом ещё на один день.

Налегке мы отправились дальше, в сторону Малого Тхача. По пути Полина нашла солнцецвет (растение, которое она изучает), и его сразу начали фотографировать со всех сторон, а потом положили в "гербарий" (книжку Петровича). На остановке у ручья, бежавшего от подножья Малого Тхача, Люша заметила в небе несколько белоголовых сипов, но они улетели, как только их начали фотографировать.

По пути мы зашли на балаган Даховский без печки, имевший весьма жалкий вид. Когда мы дошли до удобного подъёма на гору Асбестная, то некоторые не захотели залезать на неё и отправились назад, до небольшой полянки, готовить обед. С вершины Асбестной открывался прекрасный вид на окружающие горы (даже был виден Эльбрус) и перевал Чёртовы ворота. Казалось, что на горизонте море, хотя его там не могло быть, но тем не менее это выглядело столь правдоподобно, что Петрович решил искупаться, что и осуществил в снегу.

На обратном пути Кирилл указал нам на бегущих по склону Малого Тхача двух серн. Потом, когда его стали хвалить за зоркость, он заметил, что серн первым увидел Петрович, но тот сказал, что на самом деле серн обнаружила Лиза.

05 ноября

Сегодня нам предстоял переход до балагана «Ветреный». К моему великому огорчению опять пришлось идти по той же тропинке, что и вчера, но ведь совсем не интересно ходить по одному и тому же маршруту несколько раз! Наконец, мы свернули со вчерашней тропинки и стали обходить Малый Тхач. Было гораздо теплее, чем вчера, и почти весь снег стаял. После очередного подъёма перед нами возникло стадо серн из девяти особей, впрочем оно вскоре скрылось от наших глаз.

Мы добрались до ручейка (истока р. Тхач), и по разговорам я поняла, что до балагана осталось совсем немного. Но тут пришлось подниматься в очень крутую гору с рюкзаком, по размякшей дороге, да к тому же под солнцем. Наверное, это был самый сложный (во всяком случае для меня) день за весь Кавказ. Поэтому, когда мы, наконец, добрались до перевала между Большим и Малым Тхачами, и можно было отправиться на Малый Тхач, то я отказалась вместе с некоторыми другими. Правда потом я очень об этом жалела, но зато я вдоволь поела Алиных конфет, принесла воды из какого-то ручья и дров. Надежда Сергеевна даже успела слепить снеговика, собрав для этого почти весь снег вокруг. Когда вернулись покорители Малого Тхача, они рассказывали, что, по выражению Кирилла, "были в полной гармонии с природой" и принялись показывать нам фотографии, после чего я окончательно расстроилась и когда мы дошли до «Ветреного», рассудив, что третий раз совершать одну и ту же глупость неправильно (первый раз в сентябре я пошла на «День деревьев» вместо выезда в лес), отправилась на небольшую прогулку, где мне показали папоротник Asplenium, и спаржу, на которой висели одни лишь плоды.

06 ноября

В лагере остались Маленький Лесной Зверёк и Паша, а мы отправились на Большой Тхач. По пути нам несколько раз встречались туры и серны. Я в первый раз увидела мёртвый курумник, но мне не показалось, что по нему ходить так уж сложно, как мне рассказывали про это раньше.

Мы забрались на самую вершину Большого Тхача (2300м) и, посидев там немного, спустились к небольшой пещере, в которой должен был быть геокешерский тайник ("Скальная корона Большого Тхача"), «вкусная изюминка нашего похода», как написала Надежде Сергеевне мама Миши. Но в неё залезли далеко не все, потому что Полина сказала, что мы придём к другой, большой пещере Кристальная, рядом с которой пообедаем, а эта — неинтересная. Но я всё же заглянула внутрь, где увидела сталагмиты и сталактиты. Залезшие в пещеру Люша и Дима, на месте тайника нашли лишь кость, сено, фантик и бутылку.

Мы уже почти подходили к пещере Кристальная, как вдруг кто-то заметил на противолежащем склоне стадо то ли туров, то ли серн. И мы, конечно же, стали подбираться к ним поближе. Совершая хитрые манёвры, мы внезапно выросли над ними. От такой наглости серны (теперь уже было видно, кто это) побежали сперва в одну сторону, а затем в другую, при этом периодически останавливаясь и оглядываясь на нас (не ушли ли мы, нельзя ли вернуться на ту замечательную полянку?). Но Лиза тоже, по-видимому, перестала быстро думать: до этого она, подученная Полиной, очень хотела поплевать сверху на туров или серн, а теперь, когда ей представилась такая возможность, забыла сделать это. Когда серны убежали, мы пошли к пещере. Но оказалось, чтобы до неё добраться, нужно карабкаться по скале, и поэтому я так и не попала в настоящую пещеру.

С Тхача мы почти вертикально спустились к тропе, которая идет у его подножья, близ скалы Колокольня. На закате стена Большого Тхача на несколько минут окрасилась марсианским оранжевым цветом. Вечером над нашим балаганом повисла огромная луна, ослеплявшая тех, кто не поместился внутри и спал на улице.

07 ноября

Это был последний день похода. От скалы Колокольня мы долго спускались по очень крутой широкой тропе. За время спуска я не видела ничего интересного, кроме больших следов медведя и того, что пихтовый лес сменился буковым. Наконец, мы дошли до глиняной вязкой шоколадного цвета дороги вдоль реки Сахрай, на которой мы заметили лягушку, что окончательно уверило меня, что такую дорогу иначе, чем ква-ква-дром называть нельзя. Про этот ква-ква-дром Полина говорила чуть ли не с первого дня нашего похода. По нему мы вскоре дошли до слияния рек Малый и Большой Сахрай (так называемого Тайваня). Там стояли палатки туристов, беседка и стенд «Природный парк "Большой Тхач"», на котором среди прочих примечательностей были изображены туристы-свиньи.

Уже на подходе к Новопрохладному мы полюбовались водопадиками «Манькин шум». На крутом берегу этой реки, в корнях бука, образовалась норка, в которую сразу же влезла Полина, под указания Маленького Лесного Зверька, которая вскоре и сама туда забралась. Чуть дальше были два подвесных моста, с которых хорошо было смотреть на образованный рекой каньон.

Час, который у нас был в запасе, мы провели, распевая песни у костра. Постепенно стемнело, и нам было пора идти дальше. Оставалось совсем немного, но идти пришлось по ква-ква-дрому, да ещё без фонарика (я его где-то потеряла) и, конечно же, я упала в ужасную холодную глину, из-за чего надо мной потом долго смеялись, называя Чумичкой. Этим и закончился осенний Кавказ. Правда, были и ожидание маршруток, и очень долгая поездка в них (во время которой я решила сообщить всем, что у меня опасный характер), и ожидание поезда (когда выяснилось, что Кирилл потерял паспорт), и сама поездка в поезде, но ничего интересного в этих ожиданиях я не запомнила.