Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе
О практиках Наука Фотографии

Лазаревское -- Новороссийск

26 апреля -- 10 мая 2008 года.

П. Волкова

Фильм и бонус-трек

Ботаническая зональная практика 9 класса. Школьники -- 9 девятиклассников и Соня Касацкая из 10 класса. Старшие -- Е. Елисеева, П. Волкова, Л. Абрамова.

26 апреля выехали из Москвы. Рано утром 28 апреля приехали в Лазаревское, на двух машинах доехали до пос. Марьино и стали продвигаться пешком дальше вверх по реке Псезуапсе, вдоль которой шла разбитая грунтовая дорога. Передвижение было осложнено преодолением двух крупных речек (Хаджуко и Широкая), кратковременным исчезновением дороги и замедленным темпом Данилы Воронова. В результате за час до наступления темноты до запланированного места стоянки в устье реки Хакуч нам осталось километров пять, и мы поставили лагерь в Греческой Щели.

29 апреля в лагере остались Полина и Данила, все остальные пошли на непродолжительную экскурсию до реки Хакуч. Вечером состоялась первая часть лекции про природу и растительность, а также ставшее традиционным чтение сказок Амоса Тутуолы про "бедность и бедствия".

30 апреля в лагере осталась Катя Елисеева, Данила и Маша Индрикова. Все пошли на Грачевский перевал, повидав по дороге кабанов, серую цаплю и смену растительности от смешанного леса через буковый и пихтовый до альпийских лугов и снежников. На перевале клубились облака, открывался вид на гору Аутль, звонили перепуганные молчанием школьников родители, и возвышался частокол монументов защитникам Родины.

01 мая в лагере осталась Люда Абрамова и несколько изнемогших под грузом впечатлений школьников. Мы пошли на гору Стагоки, покрытую буковым лесом с примесью каштанов и вечнозелеными кустарниками и увенчанную остатками снега. После головокружительного спуска мы повстречали машину с егерями Сочинского заказника, который неизвестно каким образом вклинился между граничащими между собой Сочинским национальным парком (куда у нас был пропуск) и Кавказским заповедником (куда мы не собирались). Егеря пришли в негодование от отсутствия у нас пропуска в их заказник и вообще не понимали, как родители отпустили своих детей с нами. Потом они сменили гнев на милость и, дав нам полчаса на сборы, отвезли на своем ГАЗ-66 до балагана на реке Широкая, угощая по пути зефиром в шоколаде. На их базе мы переночевали, так и не сумев съесть всех сладостей, которыми нас угостили.

Утром второго мая наши гостеприимные хозяева отвезли нас еще ближе к Марьино и там оставили. Мы не спеша дошли до реки Ходжуко, топча свежие медвежьи следы, и на реке под ослепительным солнцем устроили продолжительные водные процедуры, отбившись перед этим от еще одной бригады егерей таинственного заказника. Ранним вечером мы пришли в поселок Марьино и стали раздумывать, как бы нам покинуть его и его празднующих жителей. Как раз после проведения зачетной ботанической экскурсии мы вновь увидали своих первых знакомых егерей на их замечательной машине, которые и привезли нас прямо к железнодорожному вокзалу в Лазаревском. Мы попали на вокзал ровно за 15 минут до отправления поезда дальнего следования на север, мгновенно приобрели билеты и вскоре уже выходили в Туапсе. Там мы отправились в гости к Володе Черноволу, где и переночевали, опровергая представления о линейности пространства.

Утром следующего дня мы пошли на автовокзал, приобрели билеты на автобус до Пшады, устроили пищевую оргию, заменяющую завтрак, встретили группу поддержки в составе Юры Быкова, Жени Альтшулера и Ильи Федорова, прибывшую к нам из Москвы, и отправились в Пшаду. Там мы прошли вверх по реке и поставили лагерь в щели Абрамова. Вечером состоялась насыщенная культурная программа, начавшаяся со второй и последней части краеведческой лекции, последовательно сменявшейся сеансами массажа, боями на татами, обливаниями чаем и песнями под гитару.

04 мая в лагере за старшего остался Женя Альтшулер, а мы пошли на гору Облего, поросшую цветущими васильками и ковылем. Потом мы пошли дальше и дальше, в конце концов оказавшись в поселке Текос. Оттуда на автобусе мы доехали до пос. Пшада и через некоторое время, как ни странно, вернулись в лагерь.

05 мая в лагере осталась Полина, все остальные пошли вверх по реке Пшада, залезли на гору Молдовановская, прошли на юг по хребту и спустились точно к лагерю. Этот день был единственным по-настоящему пасмурным.

06 мая мы пришли в пос. Пшада, и после гастрономической оргии все 16 человек с рюкзаками втиснулись в одну маршрутку, метко названную нами бомж-мобилем, и, не прекращая оргии, доехали до пос. Криница. Там мы пошли по берегу моря по направлению к Джанхоту и встали в безымянной щели (второй после щели Темная).

07 мая в лагере осталась Катя Елисеева, а мы пошли по сложной траектории в верховья щели Красная. Наш путь проходил по шибляку и солнечным известняковым склонам, поросшим невысокими дубами. Мы спустились в Красную щель по безымянному ручейку, после небольших приключений вышли на дорогу и по ней вернулись на берег моря.

08 мая в лагере осталась Люда, все остальные пошли до обеда сквозь бор из пицундской сосны и древовидного можжевельника на краткую экскурсию к скале Парус. По пути мы обнаружили, что в щели Молоканова устроено что-то вроде взлетно-посадочной полосы, а буки толщиной в несколько обхватов интенсивно пилят для создания загадочной "дороги к маяку". Ужаснувшись, мы вернулись в лагерь и посвятили вторую половину дня подготовке к зачету (каждый школьник должен был выучить 50 цветущих растений).

В День Победы мы дошли до Криницы и после купаний, игр в летающую тарелочку, групповой фотографии и долгих ожиданий транспорта уехали на автобусе до Геленджика, к месту заключительной пищевой оргии. Оттуда на другом автобусе, взятом с боем, мы, наконец, доехали до Новороссийска, где через два часа сели в поезд, который привез нас в Москву вечером 10 мая.