Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе
О практиках Наука Фотографии

Абхазия

28 января - 06 февраля 2006 г.

П. Волкова

Холодным зимним вечером Полине приша в голову внезапная мысль поехать в Абхазию. Эта мысль была незамедлительно поддержана Людой Абрамовой. Спустя некоторое время к нам присоединились Ваня Юфряков и Володя Чава, но потом они передумали, зато поехала Верочка Рудакова.

28 января вечером мы втроем выехали из Москвы в прицепном беспересадочном вагоне Москва--Сухуми.

30 января утром мы вышли в Гагре и на автобусе доехали до Пицунды. Там мы обратились в Пицундский заповедник, в котором царила ужасная разруха: гербарий был выкинут на улицу, а в его помещении был сделан ресторан, территория заповедника стала местом для пикников и тому подобное. Мы нашли директора Гену, поскандировав его имя под окнами нескольких домов, и, вероятно, были приняты за комиссию из Москвы. По этой причине нас напоили кофе, поселили в гостинице и спросили, что мы желаем посмотреть. Мы желали смотреть рощи самшита, пицундской сосны и земляничного дерева. Во второй половине дня мы погуляли по роще пицундской сосны в окрестностях нашей гостиницы. Вечером мы развели костер из досок во дворе гостиницы и стали приготовлять ужин под снегом с дождем. Как только мы закончили поедание приготовленной пищи, нас пригласили в ресторан. Там мы тоже съели все, что возможно, отказываясь при этом от выпивки, что возбудило сильную неприязнь хозяев.

31 января нас отвезли в Мюссеру, в лес из земляничных деревьев с подлеском из древовидного вереска и там оставили, поинтересовавшись, что же мы будем делать, если опять пойдет снег. Возвращаемся пешком под дождем со снегом. Осматриваем пицундский монастырь. В нашей гостинице холодно и нет света, готовим еду на горелке, играем в Спальниковых Монстров и читаем книжку при свечке. Верочка вводит в употребление китовий язык.

01 февраля из-за снега отключается электричество во всей Пицунде. Смотрим самшитовую рощу и уезжаем в Гагру. Все засыпано снегом, на деревьях висят мандарины. Хозяев нет -- тетя Зина в Москве, звоним ее дочери Марине. Оставляем вещи и гуляем по городу, вечером из Сочи приезжает Марина. Топим печку лавровыми дровами.

02 февраля лезем на Мамдзишху. На дороге снега по колено, на склонах -- выше пояса. Добираемся только до локальной вершинки, снега становится еще больше, запутываемся в какой-то колючей проволоке. Останавливаемся, кипятим воду на горелке и возвращаемся. Все абсолютно мокрые: "В сапогах ты или без/Все равно носков в обрез". На обратном пути набираем мандаринов в заброшенном мандариновом саду.

03 февраля едем в Новый Афон, поднимаемся на Иверскую гору. Там снега по колена, светит солнце. Собираем мандарины на участках, хозяева не против.

04 февраля утром едем на "мандариновой" электричке Сухуми--Адлер до Адлера. Вся электричка забита торговками мандаринами и огромными тюками с их товаром. Мандарины беспрестанно сортируются, сравниваются и обмениваются. Здесь нам тоже достается пара килограммов этих фруктов, есть мы их больше не можем. Вся операция получила название "Эльфийская принцесса -- мандариновый магнат". Приезжаем в географическое общество в Мацесте, селят нас неохотно -- ждут какую-то группу. Оставляем вещи, идем в Агурское ущелье, доходим чуть выше устья Агурчика, пытаемся немного подняться по склону и поворачиваем -- снега по колено. Цветут примулы, галянтусы, цикламены. Ночуем в географическом обществе.

05 февраля едем в Адлер. Дендрарий закрыт на карантин от птичьего гриппа. Пролезаем с рюкзаками через дырку в заборе. Погуляв по дендрарию, заходим на рынок и садимся на московский поезд.

06 февраля вечером приезжаем в Москву.