Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

Абхазия

02-09 ноября 2002 года

П. Волкова

Изначально планировался школьный выезд под руководством С.М. Глаголева, А.Н. Квашенко, М.А. Буланян и А.Б. Шипунова. Предполагалось, что последние несколько дней часть группы (школьники с разрешения родителей и не школьники) под руководством А.Б. Шипунова проведет в Абхазии. В последний момент у Глаголева что-то незаладилось, Квашенко повредил ногу, и они оба отказались ехать. М.А. Буланян в панике сдала все билеты. Тогда Шипуновы Алексей Борисович и Анна Владимировна, а также студенты биофака Люда Абрамова, Полина Волкова, Ксюша Марквичева и Ваня Покровский решили просто отправиться в Абхазию.

02 ноября вечером мы выехали из Москвы.

04 ноября утром приехали в Адлер, доехали до границы с Абхазией (Псоу). Прошли через границу, простояв огромную медленную очередь. Доехали до Сухумского ботанического сада и там поселились. Вечером Полина, Люда и Ваня искали плоды гинкго, из которых по приезде в Москву сварили варенье, по запаху.

05 ноября мы гуляли по саду, окрестностям и изрядно разрушенному, но непобежденному городу Сухуми. Были в парке Смицкого, в Агудзере.

06 ноября мы собрали вещи и поехали в Новый Афон. Там мы посетили знаменитые сталактитовые пещеры, оставили рюкзаки вместе с Ксюшей в какой-то забегаловке и пошли по дороге на Иверскую гору. На вершине видели развалины древнего монастыря. Спускались по какой-то тропинке, закончившейся в зарослях ежевики, смилакса и лаконоса. Исцарапанные и покрашенные мы вышли на дорогу через частную территорию со злыми собакой и хозяином. Ксюша тем временем познакомилась с хозяином забегаловки и съездила на гору на машине. После этого мы долго пытались уехать в Гагру автостопом. Уже в темноте нам посчастливилось сесть на электричку Гагра-Сухуми, которая ходит без расписания. Поздним вечером мы добрались до домика тети Зины -- нашего нового пристанища.

07 ноября мы наняли маршрутку и поехали на впечатляющее озеро Рица. Там мы погуляли пару часов и поехали обратно. Прорвавшись сквозь кордоны кавказского гостеприимства, мы с трудом вернулись к тете Зине.

08 ноября Шипуновы поехали в Москву, а студенты отправились в ущелье Джава-квара. Все, на что они оказались способны -- так это прогуляться по нему вверх-вниз. Вечером Люда и Ксюша отправились на море загорать под дождем, а Полина и Ваня собрали четыре ведра винограда Изабелла и немного неспелой хурмы в саду тети Зины.

09 ноября наступило время отъезда. Все четыре ведра винограда были помещены в рюкзак Полины. На границе при просвечивании этот рюкзак имел вид контейнера со множеством маленьких шариков, что, к удивлению контрабандистов, не повлекло за собой обвинений в челночизме со стороны пограничников. Согревшееся на батарее гингко и вылежавшийся в рюкзаке виноград обеспечивали неповторимый запах в вагоне во время обратного пути в Москву. Погода в течение всей поездки была солнечной и теплой.