Южные практики Московской гимназии на Юго-Западе

01-07 ноября 2009 года

П. Волкова

Сказки, стенгазета и фильм

Очередная разведка места для майской практики. Группа традиционно маленькая: Полина Волкова, Люда Абрамова и ее знакомая Настя Фомина, Юра Быков, Илья Флямер, Ваня Царев, Таня Минеева, Полина Борисова, Вася Сухов и Слава Юфряков.

Утром 1 ноября выезжаем из Москвы

Рано утром 2 ноября прибываем в Краснодар, нанимаем маршрутку до станицы Планческая Щель, потом около часа идем пешком по дороге вверх по реке Афипс, затем встречаем большую машину охотхозяйства, которая довозит нас до притока р. Афипс – ручья Холодная Щель близ урочища Волчьи Ворота. Накрапывает дождь. Проходим вверх по ручью пару километров, там обедаем, прячем рюкзаки и начинаем подниматься по ручью на хребет Вал – отрог Главного Кавказского Хребта (ГКХ). Долина ручья становится все уже, появляются тисы и снег. Холодает, деревья и кусты покрыты ледяными чехлами – это так называемая ожеледь. Вскоре мы утомляемся от штурма снежных завалов в русле ручья, выбираемся из его долины и, наконец, достигаем хребта. Проходим немного по нему на запад (чуть дальше локальной вершины "709.1 м") и спускаемся уже в долину реки Пшада – ручей Холодный Родник. Через перевал возвращаемся в наш ручей и уже в темноте спускаемся по нему до наших рюкзаков. Там же и ставим лагерь.

На следующий день (3 ноября) мы выбираемся из долины нашего ручья на восточную оконечность хребта Вал и по нему, хрустя осколками льда, которые покрывали землю толстым слоем, поднимаемся на ГКХ. Траверсируем хребет в восточном направлении, останавливаемся на ночевку под г. Большой Афипс в верховьях ручья Глухой Ерик (бассейн р. Левая Щель). Пейзаж в двух словах можно охарактеризовать как "зимняя сказка".

С утра 4 ноября поднимаемся на г. Большой Афипс, очень скользко. Все время идет дождь, и по-прежнему довольно холодно. На вершине устраиваем двухчасовой джейм-сейшн, поджидая отстающих. Идем по хребту на восток среди снегов, ветра, камней и нагорных степей. Спускаемся к реке Вулан, ставим лагерь близ Вуланского перевала.

К утру 5 ноября дождь так и не прекращался, зато потеплело, и снега больше нет. Идем по лесовозной дороге вниз по реке. Постепенно дорога становится все лучше, а броды все глубже. Последний мы преодолеть уже не в состоянии, но тут нам на помощь приходят какие-то машины, похоже, прибывшие сюда только затем, чтобы перевезти нас. Еще через час хода по дороге под тропическим ливнем нас подбирает мужик на "буханке" и довозит прямо до автовокзала в пос. Архипо-Осиповка. Оттуда мы идем к берегу моря и ставим свои палатки на чьем-то участке в двух шагах от устья р. Тешебс. Дождь кончился! Мы видим звезды!

Утром светит солнце! Поднимаемся на скалистый берег моря и идем по шибляку и зарослям карликовых дубов на восток до остатков триангуляционной вышки "245.1 м". От нее проходим еще немного, спускаемся по старой дороге к реке Тешебс и возвращаемся к нашим рюкзакам. Берем пляжные аксессуары и идем загорать на берег моря. Утомленные солнцем, забираем вещи и идем на автостанцию. После долгих игр с веревочкой и скромной пищевой оргии садимся на автобус до Туапсе. Автобус был укомплектован нашим старым знакомым -- девочкоедом в костюме водителя. В Туапсе на железнодорожном вокзале мы встречаем Мишу Кожина, который должен был к нам присоединиться в самом начале акции (и который нес весь наш чай!), но вместо этого провел время в одиноких скитаниях в районе города Туапсе. Через несколько часов мы сели на поезд и вечером следующего дня (7 ноября) были в Москве.

Эта история получила неожиданное продолжение. Еще на вокзале в г. Туапсе мы узнали о продлении школьных каникул на неделю из-за карантина по свиному гриппу. Поэтому Полина и Люда уже утром 9 ноября спешно вылетели в Адлер. Оттуда мы в тот же день сложным образом переместились в Абхазию, точнее на бывший горно-климатический курорт Авадхара, что над озером Рица. На следующий день мы уже гуляли по окрестным горам и принимали гостей. Утром 11 ноября мы спустились до озера Рица, оставили там рюкзаки, прогулялись по дремучему пихтовому лесу к озеру Малая Рица и поймали попутную машину прямо до Гагры, где остановились у тети Зины. На следующий день мы наконец-то покорили гору Мамздышха, поднявшись туда по серпантину с использованием попутных лесовозов, а спустившись напрямик сквозь заросли колючек. Утром 13 ноября мы побывали в Мюссере и дошли берегом моря среди земляничных деревьев и древовидного вереска до Пицунды. На следующий день мы поехали обратно в Адлер, посетили там дендрарий и рынок и сели на поезд. Вечером 15 ноября мы были в Москве. Погода все время была замечательная, за исключением двух последних дней.