Практика 2006 года

Волкова П.

Материалы Беломорской экспедиции

Прошлогодняя разведка обстановки на Баренцевоморском участке Кандалакшского заповедника убедила нас, что там вполне можно проводить школьную практику. И вот уже зимой подготовка к практике шла полным ходом. Сережа Сухов готовил рации и GPS'ы, Даша Сухова составляла ультра-легкую и супер-калорийную раскладку ("сенсация-сублимация!"), а я вела переговоры с заповедником, закупала палатки и каны и осуществляла общее руководство операцией. С.М. Глаголеву наша активность поначалу пришлась совсем не по душе, но потом он сменил гнев на милость. Наконец, после угарной паковки, в время которой вся крупа и сахар были рассыпаны по бутылкам, а сало, сыр и сухофрукты поделены на дневные порции, после сумасшедшей посадки в поезд, во время которой чуть не был потерян Антошка Елисеев, а коробки с вещами закидывались в последний момент через головы посторонних людей, в ночь с 15 на 16 июля мы выдвинулись на Север.

Наша группа состояла из двух частей: большая часть народа следовала в базовый лагерь в Чупу, среди них были и школьники, которые должны были начать свое обучение с изучения морских беспозвоночных животных. Вторая часть школьников под руководством Даши и Сережи Суховых, Люды Абрамовой, Кати Елисеевой, ну и моим, конечно же, ехала сразу в Мурманск, изучать ботанику в тундре.

Мы прибыли в Мурманск днем 16 июля, совершили экскурсию в областной краеведческий музей, сели на автобус и вечером были в поселке Туманный. Там нас, естественно, никто не ждал, но удивить нас этим было уже сложно, и мы спокойно отправились спать в гостиницу. Рано утром мы быстренько собрались, сели на вахтовый автобус и доехали до ГЭС. Потом мы прошли несколько километров по дороге и свернули к реке Вороньей. Погода была замечательной, и школьники недоумевали по поводу большого количества теплых вещей, которые им было нужно взять с собой. К вечеру мы дошли до большого острова на реке Воронья напротив устья реки Белоусиха и поставили там лагерь. Вечером после лекции про тундру были развернуты смешные бои под командованием принцессы Пну-Ролтон (ударение на последний слог), можно просто Пнушка ("Асюся-Пнюся-Ролтонюся, твоих пинков я не боюся!"). На следующий день мы устроили дневку. Погода медленно, но верно ухудшалась. В первой половине дня мы отправились на ботанико-краеведческую экскурсию по окрестностям, а после обеда под проливным дождем начались тренировки по ориентированию на местности. Утром дождь несколько ослаб, зато ветер усилился настолько, что снятие лагеря превратилось в настоящее испытание на прочность как людей, так и палаток. Выдержали и те, и другие. Вопросы по поводу теплых вещей были исчерпаны. Весь день был посвящен утомительному переходу до брошенной погранзаставы Гаврилово. Говорят, что после этого ночью один из школьников бормотал во сне: "Достали, гады!". Весь следующий день мы гуляли по пескам вокруг губы Воронья и, конечно же, побывали в пустыне Суховых. Утром следующего дня мы собрались и пошли на кордон заповедника в губе Подпахта, дошли туда за несколько часов, поэтому после обеда нам удалось погулять по окрестностям. На следующий день мы совершили переход до поселка Дальние Зеленцы, помылись в квартире заповедника и договорились со старшим инспектором заповедника о машине в Туманный. На следующий день мы гуляли по окрестностям в безуспешных поисках прошлогоднего снега и рылись в развалинах старой погранзаставы в успешных поисках интересных заносных растений. Вечером после экстренных сборов продолжительностью в 5 минут мы были доставлены в нашу теперь уже отремонтированную бильярдную в Туманном, где и провели ночь в ожидании автобуса до Мурманска. И вот, 24 июля мы приехали в Мурманск, сели на поезд и приехали в Чупу. Там нас встречала наша желтая буханка, но за ее рулем сидел не С.М. Глаголев, а Илья Кельмансон! Оказалось, что через несколько дней после начала практики Сергею Менделеевичу пришлось срочно уехать в Москву из-за проблем со зрением, а зоологию беспозвоночных стал вести Андрей Веденин.

Следующие три дня курс ботаники для "баренцевоморских" школьников продолжался в Чупе. Мы даже успели описать с их участием острова Утичий и Чернышев, чтобы впоследствии выяснить уровень такого загадочного параметра наших описаний как "флористический шум". А 27 июля зоологические занятия закончились, и была проведена общая традиционная экскурсия на биостанцию ЗИН РАН "Картеш" прямо из нашего базового лагеря в Чупе.

На следующий день рано утром  преподаватели "баренцевоморской группы" и все школьники погрузились в заказанный заранее автобус, который привез их на вокзал прямо к электричке Чупа -- Кандалакша. В Кандалакше мы с Людой навестили заместителя директора по НИР Кандалакшского заповедника, отдали ему прошлогодние гербарий и коллекцию жуков, получив в замен книжки про растения, проштампованные коммандировки и пропуск на Кемь-Луды. Все остальные провели это время с пользой в столовой. Наконец, мы воссоединились и отправились в Кандалакшские сопки. Практически без приключений (если не считать приключением таинственное исчезновение Кати Елисеевой на несколько часов) мы к раннему вечеру добрались до перевала между сопками Железная и Средняя, где и встали лагерем. На следующий день мы разделились на две группы "зоологических" школьников (у которых в тот день началась ботаника) под руководством Даши и Сережи Суховых и "ботанических" школьников под нашим с Людой Абрамовой руководством и отправились в ботанический обход окрестностей. Катя Елисеева осталась в лагере. Утром 30 июля после блиц-экскурсии по скальным стенкам мы собрались и вернулись в Кандалакшу к вечерней электричке до Чупы, где нас ждал все тот же автобус.

В Чупе "ботанические школьники" 31 июля наконец-то приступили к занятиям зоологией беспозвоночных.. Нам всем вместе удалось побывать на острове Олений, где ботаники проводили очередное геоботаническое описание пробных площадок по пирогенной сукцессии, а зоологи -- драгировку

И вот второго августа вторая группа школьников под руководством Даши Суховой, Пети Петрова, Люды Абрамовой, ну и моим, конечно же, отправилась в Мурманск. Вновь краеведческий музей, вновь автобус до Туманного и вновь нас там никто не ждет. Мы провели вялые переговоры с военным начальством по поводу УРАЛа до Дальних Зеленцов и, сильно не сошедшись в цене, отправились спать в свою любимую гостиницу. Утром мы доехали на том самом УРАЛе до ГЭС, ну а потом, после небольшой прогулки, и до Дальних Зеленцов, но уже почти бесплатно. Море, да и мысли моториста заповедниковского МРБ были неспокойны, поэтому на следующий день мы отправились на кордон заповедника в Подпахте пешком. Правда на следующее утро МРБ прибыл в бухту (видимо, мои оживленные дискуссии с лесником и мотористом не прошли бесследно), и мы поплыли на вожделенные Гавриловские острова. Сначала мы разделились на две группы. Команда Люды и Пети исследовала остров Малый Гавриловский, а наша с Дашей команда -- остров Белая Луда. Потом мы объединенными усилиями осмотрели остров Большой Гусинец. После этого леснику и мотористу срочно понадобилось в баню, и нас высадили на берег, снабдив предварительно свежевыловленной рыбой. На следующий день пришел черед острова Большой Гавриловский -- самого большого острова архипелага. Под конец его исследования начался шторм, и нам пришлось спешно эвакуироваться на кордон. Потом МРБ собирался пойти на Харлов, но сломался, и больше мы на острова не плавали. Зато на следующий день была отличная погода, и мы пошли смотреть пустыню Суховых и искать там верблюда, который повезет алинины вещи ("Верб-люд, гоп-гоп-гоп!"). Утром мы собрались и пошли в Дальние Зеленцы. Следующий день был посвящен походу в Порчниху, казавшуюся нам раньше недосягаемой. Однако мы быстро дошли до мыса Белый Наволок, полюбовались, как на все вокруг, даже на большой желтый маяк, на глазах наволокло белый туман, и еще быстрее вернулись в поселок. Правда, машина в Туманный пошла не в 7 вечера, как мы предполагали, а в 4 утра, но зато мы успели помыться в бане. Таким образом, 11 августа все воссоединились в Чупе, куда к тому времени уже приехал С.М. Глаголев.

Тем временем боевая группа в составе Кати Елисеевой, заслуженных лужеведов Юры Быкова и Ильи Федорова и известных любителей редкой орхидеи надбородника Т.Н. Виноградовой, Юры Копылова-Гуськова и Мити Лыскова с 9 по 12 августа успела побывать на Кемь-Лудах

Потом были сборы, отвал, и снова сборы. Все как положено. Короче говоря, 16 августа все были в Москве. "Кавабунга!" -- как бы сказали черепашки Ниндзя.