Экспедиция на Баренцевом море -- 2005

Кудина О., Бурчиц П.

Материалы Беломорской экспедиции

“Вся наша ИСКПЕДИЦИЯ
Весь день бродила по лесу,
Искала ИСКПЕДИЦИЯ
Везде дорогу к Полюсу.”

А.А. Милн, “Винни Пух и Все-Все-Все”

Не каждому человеку удалось в жизни побывать в таком удивительном месте, как побережье Баренцева моря. В этом году во время традиционной биологической практики на Белом море была организована экспедиция в Кандалакшский заповедник. Вот некоторые записки, сделанные нами во время этого замечательного путешествия.

В 3 часа ночи наша группа отбыла из Чупы в Мурманск. После праздничной и шумной Москвы этот город показался нам серым и невзрачным. Погуляв по городу около пяти часов, мы поехали в поселок Туманный. Название его вполне себя оправдывало – дома были все в густом непроглядном тумане. Было очень холодно и непривычно – после июльской жары! Дожидаясь обещанной машины, которая должна была доставить нас в следующий пункт назначения, каждый согревался как мог. Температура к тому времени опустилась до +5 градусов. Вскоре нам надоело ждать, и мы решили переночевать в гостинице.

На следующий день мы продолжили путь. Нам нужно было добраться до деревни Дальние Зеленцы, где располагалась пограничная часть. Так как обещанная машина не пришла, мы стали действовать по обстоятельствам. Решили пойти пешком, и не пожалели об этом. Дорога наша пролегала по тундре. Вокруг были потрясающие озера, а над ними высокие скалы и снежники. Впрочем, лучше, чем фотоаппарат Мордвинкина, о них никакие слова не скажут. Мы прошли около 20 км, когда нас подобрали пограничники, и мы более или менее успешно добрались до Зеленцов. Утром мы договорились с местным рыбаком, который на своем судне довез нас до заповедника. Поездка по морю была похожа на экскурсию, мимо нас проплывали киты, а совсем близко на скалах были расположены “птичьи базары”-- огромные скопления гнезд чаек.

На берегу залива стоял небольшой деревянный домик, в котором нам и предстояло жить. Разместившись там, мы обнаружили, что в доме есть газовая плита, кровати и даже водопровод. Для столь отдаленного от цивилизации места это было необычно. Домик этот принадлежал леснику, работающему в заповеднике. Хотя надо заметить, звание лесника было весьма относительно: самые высокие деревья едва достигали 60 см. Не позавидуешь леснику, дом которого оккупировали ботаники!

Освоившись на месте, мы принялись за работу. Каждое утро группа ботаников уходила в тундру, чтобы собирать ботанический материал для заповедника. Паша Бурчиц и П.Н. Петров, гордо именовавшиеся группой энтомологов, занимались описанием фауны наскальных луж и пресноводных водоемов. По вечерам все собирались вместе чтобы обсудить прошедший день и посмотреть собранные растения и пробы. Надо сказать, что эта работа больше принадлежала “взрослым” ботаникам, а десятиклассники все приобщались к классической литературе, которой им на лето было задано немеряно.

Дни летели незаметно, и вот пришло время уезжать. Честно скажу, уезжать не хотелось. День отъезда прошел во всеобщих переживаниях и спорах на тему: придет за нами корабль или не придет. На море был шторм, но несмотря на это А.Б. Шипунов и некоторые другие самоотверженно продолжали работать. Вскоре море начало утихать, и рыбаки приплыли за нами на свой страх и риск.

Мы вернулись в погранчасть, где нас поселили в один из немногих оставшихся в части жилых домов, и еще два дня продолжали заниматься там научной работой. Было по-прежнему очень холодно, и на вопрос “Чем топить печку?” нам было предложено ломать соседний дом.

Пожалуй, наше существование в заповеднике было несколько отравлено небольшим количеством взятой с собой еды, и прилагающимся к ней вечно паникующим завхозом, поэтому в Зеленцах нашей группой были обнаружены удивительные способности Человека поглощать все, что стоит на столе, с огромной скоростью – включая приправы для корейской моркови и сухой кисель. Процесс возврата в цивилизацию был ничуть не хуже ухода от нее.

И вот мы снова в Мурманске. Был солнечный день. После холодных и разрушенных деревень город показался нам приветливым и аккуратным. Мы еще раз с удовольствием погуляли по нему и посетили замечательный краеведческий музей. Однако, как было уже замечено ранее, Человеку свойственно питаться не только духовно, и при этом нельзя не вспомнить “Пирожковую” -- очаровательное заведение, которое спасло от голодной смерти не одного члена нашей экспедиции.

8 часов на поезде – и вот она, родная Чупа! Несмотря на объявленный Начальником отбой, мы полночи и два следующих дня делились с друзьями, остававшимися в Чупе, впечатлениями об этой незабываемой поездке.